Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Семинар Конфликт

 

Семинар "Разрешение конфликтов"

 

Цель: Показать учащимся возможные пути разрешения конфликтов, пути выхода из конфликтного взаимодействия.

 

Ход занятия

 

Здание № 1. Анализ конфликтной ситуации

Описать эту ситуацию на листке бумаги. Описание должно быть как можно более подробным и включать в себя:

описание участников (кто был участником ситуации);

описание предмета взаимных притязаний участников;

описание развития ситуации (с чего все начиналось, как разворачивались события, на чем все закончилось или остановилось).

 

Последовательность вопросов для анализа ситуации.

 1. Опознание

1.1.    На что это похоже?

1.2.    Как это можно назвать в целом?

1.3.    Какую метафору вы бы использовали для этого случая?

 

2.Анализ противоречия (проблемы)

2.1.     В чем состоит противоречие? (Например, с одной стороны..., а с другой — ...).

2.2.     Какой материал вовлечен во взаимодействие, какой материал «напряжен», сопротивляется участникам?

2.3.     На что притязают все участники, в чем предмет взаимодействия?

3 Анализ сценария взаимодействия

3.1.     Какова последовательность действий сторон?

3.2.     С какого действия начался конфликт?

3.3.     На что похож сценарий взаимодействия в целом?

3.4.     Каковы основные поворотные точки сценария? Охарактеризуйте их.

4. Анализ существенных характеристик взаимодействия и его участников

4.1.      Каковы существенные для разрешения характеристики взаимодействия?

4.2.      Что характерно для этого конкретного взаимодействия? Сравните с другим взаимодействием.

4.3.      Какие характерные черты участников взаимодействия вы бы выделили?

4.4.      Какие из характеристик существенно повлияли на протекание конфликта и его разрешение?

5. Самоопределение

5.1.      Какую функциональную позицию вы занимаете в конфликте? (Участник, наблюдатель, посредник и т.п.)

5.2.      Какие позиции занимают другие участники?

5.3.      Какой общий рисунок образуют все позиции?

5.4.       Каких позиций не хватает для разрешения?

 

6. Действия для разрешения конфликта (проблемы)

6.1. Какие из описанных действий объективно вели к разрешению конфликта (проблемы), а какие уводили в сторону?

6.2. Какие действия с учетом анализа можно было бы осуществить?

 

 Фабула для «родителя»

У вас один сын (или дочь) в довольно благополучной семье. Зовут его Николай (или любое оговоренное имя), ему 13 лет учится он в VII классе в обычной достаточно большой городско школе. В семье у вас все в порядке. Но в последние два года директор и учительский коллектив объявили, что родители — особь участники учебно-воспитательного процесса, к их мнению, говорят они, нужно прислушиваться и учитывать его. Более того, за обучение в школе вы платите небольшие деньги в качестве регулярного благотворительного взноса, стараетесь помогать классу и школе по мере сил.

Однако в последнее время у вашего сына «пошли тройки» по русскому языку и литературе. По остальным предметам ситуация заметно не изменилась. Раньше все было нормально, сын учился на «4» и «5», и вы особо не беспокоились. Домашние задания проходят нормально, сын говорит, что все учит. Вы проверяете иногда — действительно учит.

В этой ситуации вас просит зайти классный руководитель Алла Григорьевна (или другое имя), чтобы поговорить о делах вашего сына. Вы знаете, что Алла Григорьевна преподает русский язык и литературу.

 

Фабула для «учителя»

Вы классный руководитель VII класса (например, Алла Григорьевна). В этом же классе вы преподаете русский язык и литературу. У вас в классе учится Николай (или иное, оговоренное участия ми имя), ему 13 лет. В целом нормальный мальчик, но в последнее время он получает тройки по вашим предметам, домашние задания не готовит, стал немного грубоват, иногда отказывается выполнения поручений. Школа уже два года получает почти от всех родителей небольшие деньги в качестве благотворительного взноса. Евгения Петровна (или другое имя) — мать Николая — не очень богатая, но достаточно состоятельная женщина. Николаи один ребенок в семье, родители присматривают за ним, но иногда у вас создается впечатление, что обучение их сына — не их дело. Мама Николая производит порой впечатление довольно высокомерной особы. После того как родители стали платить в школу деньги, их требования повысились.

Вы хотите поговорить с мамой Николая, чтобы прояснить ситуацию, которая сложилась с ее сыном. Для этого вы просите ее прийти в школу.

 

Фабула для ребёнка

Придумать самостоятельно

 

Обсуждение по вопросам

Вопросы для определения назначения конфликта для его участников (первый ряд вопросов):

Была ли у сторон в этом конфликте совместная задача? Почему вы так считаете?

Если была совместная задача, то какая, как ее можно сформулировать? Почему вы так считаете?

Как стороны представляли совместную задачу? Как сторона представляла задачу? Сформулируйте.

Как сторона «В» представляла совместную задачу? Сформулируйте.

Вопросы для определения динамических характеристик конфликта (второй ряд вопросов):

Сценарий конфликта в целом:

На что это похоже? Назовите одним-двумя предложениями Почему вы так считаете?

История вопроса (как и из чего развивались события?). Почему вы так считаете?

Последовательность действий сторон в конфликте (какова последовательность действий сторон?). Почему вы так считаете?

Как развивались отношения сторон, какие отношения были у сторон до и после конфликта, во время конфликтной ситуации Почему вы так считаете?

Вопросы для анализа конфликта с точки зрения его структурных характеристик (третий ряд вопросов):

В чем состоит предмет конфликта? (На что притязают обе стороны?) Почему вы так считаете?

В чем состоят истинные интересы сторон? Почему вы так считаете?

Как разворачивалось взаимодействие сторон? Кто первым вступил в конфликт? Кто вторым? Почему вы так считаете?

Кто является участниками (сторонами) конфликта? В какой степени каждая из сторон причастна к конфликту? Почему вы так считаете?

Обычно стороны в этих переговорах реализуют стратегию недоверия к тому, что говорит другая сторона (таким образом задана типичная ситуация). Предпринимаются попытки скрытого выяснения ситуации, задаются вопросы со скрытыми целями. метом борьбы, как правило, выступает ответственность. То есть стороны стараются найти виновного в том, что произошло. Такой сценарий  разрешения конфликта образует конфронтационные установки и закрепляет их. В фабуле содержатся два провоцирующих обстоятельства — деньги и невысокое мнение сторон друг о друге.. Если переговорщики принимают это, то реализуется конфронтационный сценарий. В анализе важно обратиться к исходному заданию (прийти к соглашению), чтобы проблематизировать конфронтацию как способ решения проблемы.

И конце этого шага занятий тренер просит студентов вспомнить или найти аналогичные примеры из школьной жизни и «порассуждать», к чему обычно приводит такая «работа».

Переговоры — это организованный процесс, ведущий к соглашению. Можно сказать, что этот процесс приводит к такому установлению картин, образов, схем ситуации совместного действия, которое дает распределенный между участниками план осуществления этого действия.

В таком плане каждый играет отведенную ему роль и не может обойтись без другого участника. Если после переговоров ничего не изменилось, значит, действительных переговоров не было или они прошли неудачно. Переговоры завершаются совместным решением сторон, т.е. после переговоров стороны должны что-то делать.  Поэтому решение должно быть выполнимым, а его исполнение — контролируемым сторонами.

Без условий взаимной зависимости (положительной или отрицательной) не о чем договариваться. Зачем вести переговоры, если мне для работы не нужен никто. Если я сам могу справиться с работой, зачем мне с кем-то о чем-то договариваться?

 

Структура и элементы переговорного процесса. Структура переговорного процесса представляет собой последовательность основных элементов переговоров и нескольких дополнительных.

 

Основные  элементы  переговоров: предмет переговоров (Что должно измениться в результате переговоров? О чем мы будем договариваться? Как мы определи» что является предметом взаимных притязаний?);

интересы и цели сторон. Общие интересы, общие цели чем состоят мои интересы? В чем состоят интересы партнера? В чем мы оба заинтересованы? В чем специфика и сходство наших намерений? Каковы наши цели, каких результатов мы хотим добиться на переговорах? Каких результатов мы хотим добиться в дальнейшем?);

легитимность (По каким правилам мы будем договаривать каким нормам будем следовать?);

стандарты принятия решений (На какие стандарты, прецеденты мы будем ориентироваться в принятии решений?);

опции (варианты решений) (Какие конкретные решения мол но выложить на стол?);

обязательства участников переговоров (Какие обязательств должен взять на себя я? Какие обязательства должен взять на себя партнер?);

ресурсы (Какие есть у меня ресурсы для выполнения решений и обязательств? Какие ресурсы для выполнения обязательств решений есть у партнера?);

участники переговоров (Кто является истинным участником переговоров? Кто, кроме прямых участников, заинтересован в результатах переговоров?);

контроль за выполнением решений (Кто и как будет контролировать выполнение решений?);

санкции (Предусмотрены ли конкретные санкции за конкретные действия партнеров? Какие санкции за какие действия не предусмотрены? Кто обеспечивает выполнение санкций?).

Переговорные сценарии. В переговорной практике были лены фактически два типовых переговорных сценария: «позиционный торг» и «переговоры по интересам», или «принципиальные переговоры».

Позиционный торг

Учитель беседует с учеником о том, какую отметку поставить ему за контрольную работу.        

Анна   Константиновна (в ответ на притязания ученика): Я думаю, что больше тройки за твою работу поставить нельзя:

Глеб: Можно поставить и четверку.

Анна   Константиновна:  Нет, здесь даже нет объяснений некоторых ответов. Только тройка.

Глеб:   Но зато моя работа оформлена хорошо, не то что у Кудряшова, а у него четверка.

Анна   Константиновна: Нет, по-моему, когда объяснения не все, это не тянет на четверку.

Глеб: А вы спросите, и я объясню, где надо.

Анна   Константиновна:   Сейчас! Было время, тогда и нужно было писать.

 

В приведенном примере участники разговора «торгуются за отметку». Понятно, что учитель не желает ставить Глебу четверку, а ученик хочет, чтобы у него стояла не тройка, а четверка. Можно легко придумать продолжение разговора в том же духе или даже переход на повышенные тона, завершение его острой негативной конфликтной ситуацией.

Такой разговор представляет собой выдвижение участниками некоторых конкретных позиций и решений, которые затем защищаются и отстаиваются участниками. Чем более «твердое» решение принял участник, тем настойчивее он будет его отстаивать. Чем дольше он отстаивает свое решение, тем более изощренные аргументы находит.

Подобного рода переговоры разворачиваются по сценарию, названному позиционным торгом.

Позиционный торг часто неэффективен, хотя и весьма соблазнителен из-за того, что стороны надеются на быстрый результат. Однако, это тропка, которая идет по краю обрыва, и на ней может жать тот самый роковой камешек.

Позиционный торг — это такой переговорный сценарий, который обычно разворачивается в некотором смысле независимо ; ноли участников. Позиционный торг — это выдвижение все более сильных и изощренных аргументов в защиту или опровержение уже принятого участником решения.

Переговоры по интересам (принципиальные переговоры)

Учитель беседует с учеником о том, какую отметку поставить ему  за контрольную работу.

Анна Константиновна (в ответ на притязания ученика): •Думаю, что больше тройки за твою работу поставить нельзя.

Г л е б: Можно поставить и четверку.

Лина Константиновна: Тебя что-то действительно волнует? Почему ты так обеспокоен тройкой?

Г л е б: Да, я вчера сказал отцу, что постараюсь получить хорошую оценку по истории, чтобы он отпустил меня к Андрею на день. рождения.

Анна Константиновна: Я понимаю, что для тебя это важно, но считаю, что это не причина для повышения оценки за конкретную работу. Я думаю, что если твой отец получит от меня записку о том, что ты сегодня работал очень хорошо, то он поймет что по истории у тебя дела обстоят хорошо, а эта тройка — .результат твоей досадной оплошности. В конце концов ведь ему важно знать, как хорошо ты будешь знать историю, а не то, какую отметку ты получил именно сегодня.

Глеб: Да, пожалуй, это будет хорошо, напишите записку.

В данном примере учитель выясняет действительные интерес, Глеба, которые спрятаны за его позицией («Поставьте четверку») Важно обратить внимание в этом случае на то, в чем состоят интересы учителя, причем не привычно декларируемые, а действительные. Невредно при этом вспомнить, что успехи ученика в их формальном выражении есть, в свою очередь, показатель профессиональной успешности учителя.

При определении интересов участников переговоров оказывается возможным освободить себя от фиксации на единственном решении и искать взаимоприемлемые варианты. Переговоры интересам приводят к более качественному решению.

Практически почти в любой конфликтной ситуации можно найти такое сочетание интересов, которое образует хорошее решение проблемы.

Переговоры по интересам — это такой переговорный сценарий, который в первую очередь предполагает выяснение действительных забот и интересов участников для поиска наиболее приемлемого варианта решения. Этот переговорный сценарий значительно свободнее позиционного торга.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz