Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Охрана воздушного и водного басейна

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

 

Утверждено на заседании кафедры

(протокол № __________ от ___________________ )

 

Зав. кафедрой. ________________________________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 

по курсу «ОХРАНА ВОЗДУШНОГО И ВОДНОГО БАССЕЙНА» на __5___ курсе биолого-химического факультета

                                                                     

на ____1_____ семестр       ____2008-2009_____ уч. года.

 

Рабочую программу осуществляют:

 

Лекции ____Клименко  Елена Александровна, к. б. н

 

 

 

практические занятия ___ Клименко  Елена Александровна, к. б. н.

                                                                                     

Учебных недель в семестре ________________________

 

Учебных часов лекций _____36_____________________

семинарских ___________18_____________________

практических ______18_____________________

лабораторных ____________________________

консультаций ____________________________

зачет ________6____________ (1 семестр)

экзамен ____________________ (семестр)

 

самостоятельная работа студентов ___________ час

 

 

 


 

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

1

2

3

4

5

1.

Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества.

ЛК

2

Экология человека

2.

Понятие кризис. Кризис экологический. Экологическая катастрофа.

СМ

2

Социальная экология

3.

Краткий очерк истории охраны природы.

Начальные этапы развития охраны природы.

ЛК

2

Социальная экология

4.

История охраны природы в нашей стране. Современный этап охраны природы. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая 2005г.).

 

ПР

2

Правовые основы природопользования

5.

Характеристика атмосферного воздуха, поверхностных, подземных вод и вод Мирового океана как природных ресурсов.

ЛК

2

Учение об атмосфере

6.

Аспекты охраны природы. Принципы и правила охраны природы.

 

СМ

2

 

7.

Физико-химические процессы в атмосфере. Состав незагрязненного воздуха.

ЛК

2

Учение об атмосфере

8.

Микрокомпонентные примеси в атмосфере. Геохимические источники. Биологические источники. Антропогенные источники. Способы определения.

ПР

2

Учение об атмосфере

9.

Естественное и искусственное загрязнение атмосферы.

Состояние атмосферы крупных городов и промышленных центров.

ЛК

2

Учение об атмосфере

10.

Радиоактивное загрязнение. Озоновый слой. «Парниковый эффект». Кислотные осадки.

СМ

2

 

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

11.

Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы.

 

ЛК

2

 

12.

Влияние загрязнений и изменения газового баланса атмосферы на климат. Оценка негативного влияния загрязнения атмосферы.

 

ПР

2

Техногенные системы и экологический риск

13.

Техногенно изменённая воздушная среда городов – этиологический фактор развития заболеваний.

Воздействие атмосферных загрязнений на человека. Острое действие атмосферных загрязнений. Хроническое действие атмосферных загрязнений.

ЛК

2

Экология человека

14.

Медико-экологическая реабилитация. Принципы организации и методы проведения.

 

СМ

2

Экология человека

15.

Факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий. Характер влияния на человека.

 

ЛК

2

Экология человека

16.

Определение уровня физического развития и уровня здоровья граждан, проживающих в зданиях с различным уровнем химического и биологического загрязнения воздушной среды. Ионизация воздушной среды помещений.

 

ПР

2

 

17.

Мониторинг окружающей среды. Виды мониторинга. Критерии оценки качества окружающей среды. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.

 

ЛК

2

Правовые основы природопользования

18.

Методы охраны атмосферы от химических загрязнений. Методы контроля состояния воздуха и газовых потоков.

 

СМ

2

 

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

19.

Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. Направления охраны государством атмосферного воздуха. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»  от 4 мая 1999г. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.

 

ЛК

2

 

20.

Права граждан, юридических лиц, общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.

 

 

ПР

2

 

21.

«Воздушный Кодекс Российской Федерации» от 19. 03. 1997г. № 60-ФЗ. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ.

 

ЛК

2

 

22.

Региональное законодательство. Региональное законодательство в области охраны атмосферы.

 

ПР

2

 

23.

Свойства воды. Распространение и состояние вод.

 

ЛК

2

Учение о гидросфере

24.

Физико-химические процессы в гидросфере. Химия пресных поверхностных вод. Химия воды и режим выветривания.

ПР

2

Учение о гидросфере

25.

Мировые ресурсы воды. Водные ресурсы России.

 

СМ

2

 

26.

Проблема недостатка пресной воды.

 

ЛК

2

 

27.

Загрязнение океанов и морей. Загрязнение рек и озёр.

 

 

СМ

2

 

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

28.

Методы анализа природных вод. Методы контроля состава сточных вод. Методы очистки сточных вод. Питьевая вода. Контроль качества и охрана водных ресурсов.

 

 

ПР

2

Техногенные системы и экологический риск

29.

Микробиологическое качество воды. Приоритетные химические загрязнения питьевой воды.

 

ЛК

2

 

30.

Правовые основы охраны водных ресурсов. «Водный Кодекс  Российской Федерации» от 16. 11. 1995 № 167-ФЗ. Водный фонд РФ. Право собственности на водные объекты. Аренда водных объектов.

 

 

ЛК

2

Правовые основы природопользования

31.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима территорий и их водоохранных зон. Осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов. Подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Право водопользования и его виды.

 

 

 

СМ

2

 

32.

Региональное законодательство в области охраны водных ресурсов. Правовая охрана городских и пригородных водных объектов. Правовой режим водных объектов и занятых ими земель.

 

ЛК

2

 

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

33.

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации и на территории Калужской области.

СМ

2

 

34.

Основы законодательства Российской Федерации в области охра­ны здоровья граждан.

СМ

2

 

35.

Природоохранная деятельность в зарубежных странах.

 

ЛК

2

 

36.

Международные экологические организации. Международное сотрудничество в области охраны воздушного и водного бассейна.

 

ЛК

2

 

 


 

Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

6

7

8

9

10

 

11, 12

Понятие «экологический кризис». Глобальные экологические кризисы в истории человечества.

2

Рефераты

 

 

 

 

 

 

 

6

Вопросы терминологии в разделе «Охрана природы».

1

Опрос

 

3

Государственный мониторинг окружающей среды.

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

1

Опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11,12

Образование земной коры и атмосферы.

 

2

Рефераты

 

13

Каковы особенности хронического специфического действия химических загрязнений атмосферного воздуха.

2

Доклады

 

2

Основные источники поступления в воздушную среду по­мещений веществ, способных вызвать расстройство здоровья.

1

Опрос

 

11,12

Классификация видов мониторинга. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.

Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

1

Опрос


Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

Таблицы, фотографии

5,6

Влияние загрязнений и изменения газового баланса атмосферы на климат.

 

1

Опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицы

3

Хроническое специфическое действие атмосферных загрязнений. Хроническое неспецифическое действие атмосферных загрязнений.

 

 

2

доклады

 

 

 

 

 

 

 

Мультимедиа-презентация

 

13,16

«Синдром больных зданий». Ионизация воздушной среды помещений.

 

1

опрос

Таблицы, ростомер, весы

16

 Методы определения уровня физического развития и уровня здоровья

 

1

доклады

Мультимедиа-презентация

 

3

Критерии оценки качества окружающей среды.

 

 

 

1

опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

Мультимедиа-презентация

 

11,12

Правовые аспекты охраны озонового слоя.

 

 

 

 

2

опрос

Мультимедиа-презентация

 

11

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства по охране атмосферного воздуха.

 

2

опрос

АК РФ

11

Наказание, предусмотренное АК РФ за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.

 

1

сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицы

15, 13

Проблема недостатка пресной воды. Загрязнение океанов и морей. Загрязнение рек и озёр.

 

2

опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

Таблицы

4

Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения вод.

 

 

 

2

опрос

Мультимедиа-презентация

 

14, 15

Роль микробиологического качества питьевой воды в заболеваемости населения.

 

 

 

2

опрос

Мультимедиа-презентация

 

11

Полномочия органов государственной власти РФ в области использования и охраны природных объектов.

 

 

 

2

доклады

АК РФ, УК РФ

11

Ответственность за нарушение водного законодательства.

 

 

 

 

 

 

2

опрос

Мультимедиа-презентация

 

11

Проблемы межрегионального сотрудничества в области охраны водного бассейна. Водные объекты и рост площади мегаполисов.

 

 

2

опрос


Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

Мультимедиа-презентация

 

13

Какие условия должны учитываться при расчете необходимого количества сил и средств при разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Калужской области.

2

опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мультимедиа-презентация

 

11

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.

2

опрос

Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

6

7

8

9

10

 

1. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.

9. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1986.

 

17. Ю. П. Гичев Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (печальный опыт России). – Новосибирск, СО РАМН, 2002. – 230 с

 

2. Потапов А.Д. Экология. М.: Высшая школа, 2002.

10. Биосфера. Мысли и наброски. Сборник научных работ В.И. Вернадского. М.: Ноосфера, 2001.

 

 

 

3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия, 2004.

11.Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях. – М.: Академия, 2005

 

18. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.: ил.

 

 

4. Нинбург Е.А. Введение в общую экологию. М.: КМК, 2005

12. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: ООО «Профобразование», 2003.- 656 с.

 

 

19. Экологическая экспертиза: Учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / В. К. Донченко, В. М. Питтулько, В. В. Растоскуев и др.; Под ред. В. М. Питулько. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

 

 

5. Губарева Л.И. и др. Экология человека. – М.: Владос, 2004.

13. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учеб. Пособие для вузов, средних школ и колледжей. – 3-е изд., испр. и доп./ Ю. В. Новиков - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 736 с.

 

 

 

 

6. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: Владос, 2004

14. Гусаков Н. В. Химия окружающей среды. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192 с.

 

 

 

 

7. Губарева Л.И. и др. Экология человека. Практикум для вузов. М.: Владос, 2003.

15. Гидрохимические показатели окружающей среды: справочные материалы / Под ред. Т. В. Гусевой. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 192 с.

 

 

 

8. Большаков В.Н. и др. Практикум по региональной экологии. Екатеринбург: Сократ, 2003.

16. Медицинская экология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А. А. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с

 

 

 

 

 

 

  1. Рабочая программа разрабатывается на основе типовой методики учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ с учетом «Методических указаний к составлению рабочих программ и технологических карт, одобренных коллегией Министерства образования РФ».
  2. Рабочая программа является единой для всех преподавателей, ведущих данную дисциплину.
  3. Объем учебного материала, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения, не должен превышать 10-15% действующей программы. Время, планируемое на самостоятельную работу, не должно превышать 80% от числа часов аудиторных занятий.
  4. В графе «Форма занятий» для обозначения различных видов учебной работы рекомендуется следующая система шифров: лекция – ЛК, практические занятия – ПР, семинар –СМ, лабораторные занятия – ЛБ, контрольная работа –КР, коллоквиум – КЛ.
  5. В графе «Наглядные пособия, технические средства» для удобства заполнения проставляется шифр наглядного пособия и его номеров по кафедральному каталогу. Рекомендуемая система шифров: кинофильм – КФ, диафильм – ДФ, магнитофон – МФ, диапозитив – ДП, грамзапись – ГЗ, таблица – Т, лекционный эксперимент – ЛЭ.
  6. В графе «Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам» указывается номер книги по списку, приложенному к рабочей программе, а также параграф или номер страницы.
  7. В графе «Межпредметные связи» указывается учебная дисциплина (тема, раздел), на которую опирается или с которой связана изучаемая тема.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz