Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Размышление о себе и о своей работе (лирическое отступление)

  

       

Понятие Учитель имеет такую смысловую основу: Дух творящий, излучающий, дарящий свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость…

 

Выпускница гимназии № 24 

Шумейко Ксения

 

 

Каждый человек время от времени задаёт себе вопрос: «Кто я?», «Зачем я родился?», «В чём смысл моего пребывания на этой Земле?», «Чего я хочу?», «Что я делаю?» Эти вопросы задаю себе и я.

Кто я? Я потомок древнего преподавательского рода. Потомок профессора Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии, талантливого ученого и прекрасного врача, отдавшего свою жизнь во благо царской России. Потомок учителей сталинской эпохи, свято веривших в идеалы коммунизма, в честность, порядочность и равенство. Потомок либеральных учителей – родителей, стремящихся понять, принять и раскрыть талант каждого ребёнка, попавшего к ним в руки.

Кто я? Я Учитель. Я стою перед закрытой дверью в класс. Что за ней? За ней Вы, мои «крышесносящие» Ученики. Вас много, а я одна. Ваше мнение для меня – самое важное. Если я не права, Вы мне об этом скажете. Скажете громко и понятно. У Вас есть власть. Вы передаёте записки, кидаете карандаши, болтаете, смотрите в окно. Но и Вы зависите от меня. Я могу помочь Вам обрести уверенность в себе. Да, с Вами надо возиться, воспитывать, учить, у Вас могут быть ошибки и срывы, Вы боитесь неправильного ответа, опасаетесь что-то неправильно сделать. Но Вы пришли ко мне УЧИТЬСЯ, Вы хотите быть способными, умными, достойными любви. Вы ждёте моей поддержки, моей веры в Ваши, пусть даже самые маленькие, успехи. И моя вера в Вас творит чудеса.

Что я делаю? Я УЧУ. Я учу Вас думать. Я учу Вас поиску истины, умению сформулировать и доказать Своё мнение. Потому что прежде, чем защищать его, необходима уверенность. Я стараюсь видеть и уважать личность в каждом. Особенно дороги мне те дети, которые могут отстаивать своё мнение. Я согласна с Экзюпери, который сказал: «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня».

Я учу Вас любить себя и уважать других. Мне хочется, чтобы у каждого из Вас была высокая самооценка. Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Тот, кто любим, открыт для нового. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания. Он чувствует себя важным и нужным, ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, Вы будете способны видеть принимать и уважать высокую ценность других людей. И я всегда помню, что ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

Чего я хочу? Как мать двоих детей, я понимаю, что никакой интеллектуальный багаж не будет иметь значения, если ребёнок болен. И  я хочу, чтобы Вы были здоровы.  Я никогда не смогу сделать выбор в сторону своего удобства. Я не смогу даже попытаться  подавить, истребить все, что является волей и свободой Вашего духа, силой Ваших требований и намерений. Я боюсь, что, став послушными и удобными, Вы станете внутренне безвольными и жизненно немощными. Ведь, как и любой матери, мне хочется, чтобы моих детей окружали яркие, сильные и здоровые люди – Вы, мои ученики. 

Я хочу, чтобы у Вас не только сохранилось физическое здоровье, но и была здорова душа. Я считаю, что только тогда мы сможем разобраться в «экологии планеты», когда наведём порядок в «экологии души». Поэтому я стремлюсь создать такие условия на уроке, которые обеспечивали бы духовное развитие каждого из Вас, Ваш душевный комфорт. Я бережно и трепетно обращаюсь к Вашему внутреннему миру, к Вашим чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, Вашему отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Но любое обучение наполовину учение. Я учусь у Вас. Учусь Вашей настойчивости, трудолюбию, терпению, любознательности и упорству, Вашей открытости и тому ощущению счастья и радости, которые бывают только в молодости. И главное в моей деятельности, я считаю, не унижать Вас высокомерием, снобизмом и жалостью, а уважать, видеть личность и помогать развитию.

К чему я стремлюсь? Я стремлюсь, чтобы моя личность стала значимой для Вас. Я учусь любить Вас. Любить не безликую аморфную массу под общим названием учащиеся, а любить каждого. Любить застенчивую и доброжелательную Дашу и неугомонного дерзкого Филиппа. И самой главной наградой для меня является ощущение того, как Ваши души и сердца с радостью открываются навстречу мне. Я стараюсь делать всё возможное, чтобы быть достойной этого признания.

Мне хочется быть тем Учителем с Улыбкой, о котором писала Ксения Шумейко:  «Учитель как носитель света весь наполнен улыбкой: каждый его взгляд, его жест, его действие… От него – всё доброе в человеке. Он не может быть двуликим: хорошим наставником и плохим человеком… Он как бы перо духа творящего, пишущего в душах воспитанников высшие мысли, которые потом выражаются ими в улыбках Любви, Красоты, Мудрости и Знания».

Мне хочется быть учителем, помогающим принять мир и принять себя в этом мире. И я буду считать свою работу выполненной хорошо только тогда, когда у моих учеников, помимо знаний, останутся в душе те ощущения, которые соответствуют словам эпиграфа.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz