Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Исследовательская деятельность

 

 

С начала работы в школе одним из основных и интересных аспектов моей работы является организация иследовательской деятельности учащихся. С 2004 года я являюсь председателем школьного научного общества. На этой странице я постараюсь обобщить собственный опыт, на ней Вы познакомитесь основными принципами работы общества, его уставом, особенностями нашей работы. Эта страница будет интересна учителям, работающим в данном направлении, поэтому позвольте начать её с обращения. 

 

 

Уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет, что современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Я думаю, что мы все понимаем, что наша основная задача как педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.

Тем более что современное производство предъявляет четкие и однозначные требования к каждой профессиональной функции. Но принципиальное изменение требований, исчезновение одних профессиональных функций и появление других человек переживает в среднем 5-7 раз за время своей активной профессиональной жизни.

Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность во многом зависит от способности будущего работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.

Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем (о дoлжном) очертить ситуацию, оказаться в активной позиции в отношении к ней. Речь идет об управлении ситуацией, которое основывается на готовности идентифицировать проблему и разрешить ее. Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или присваивать новые алгоритмы, способы деятельности.

И я считаю научно-исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подхода в образовании.

На протяжении многих лет я занимаюсь организацией исследовательской деятельности учащихся, несколько лет возглавляю школьное научное общество. С уверенностью могу сказать, что какие бы сложные иерархические структуры не имело научное общество, основную роль в успешности его работы играет личность педагога. Именно его заинтересованность и компетентность является стимулом к активной познавательной деятельности учащихся. С огромным удовольствием отмечу, что у нас в гимназии сложился коллектив профессионалов, которым действительно интересно решать вместе с детьми поставленные задачи.

 

 

 

Устав ученического научно-исследовательского общества гимназии № 24 г. Калуги.

 

На заседании методического совета и Ученического совета школы был принят Устав обществ. Согласно Уставу, УНИО является добровольным творческим объединением учеников и преподавателей, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях при поддержке учёных преподавательского состава ВУЗОВ г Калуги.. На сегодняшний день в обществе состоит 112 человек.

Цель УНИО: Способствовать формированию яркой, творческой, разносторонне развитой личности ученика-гимназиста.

Возможность самореализации, самопознания, самоопределения школьников, а также приобретение коммуникативных навыков и навыков самопрезентации, так необходимых при поступлении в ВУЗЫ.

Задачи УНИО:

1. формирование основ исследовательского мышления;

2. развитие творческого потенциала учащихся;

3. вооружение учащихся комплексом необходимых исследовательских, экспериментальных умений;

4. работа по развитию  познавательного интереса учащихся в избранных областях науки, культуры, искусства.

 

Структура и органы УНИО

 

1. Общее собрание всех членов УНИО избирает Совет УНИО (президиум) из 9-13 человек, представителей секций, Председателя УНИО, Ученого Секретаря.

2. Совет избирается сроком на 1 учебный год. Заседания совета проводятся 1 раз в четверть.

3. Общее собрание собирается по особо важным случаям. (торжественным, деловым, подведение итогов).

4. Совет УНИО включает:

- ученический совет (учащиеся 8-11 классов);

- научно-методический совет (совет кураторов) – руководители секций, ученые, внешкольные работники;

- Куратора, Председателя и Ученого секретаря УНИО.

Во главе общества стоит Председатель, избираемый на ежегодной конференции из числа учителей  школы-гимназии. Совет общества во главе с Председателем планирует, координирует и осуществляет контроль деятельности предметных секций. Решения, принимаемые Советом, являются обязательными для всех его членов. Совет общества для осуществления своей деятельности собирается не реже 1 раза в месяц.

 

Функциональные обязанности Председателя УНИО

 

1. Координация вопросов деятельности УНИО.

2. Организация научно-методического совета учителей.

3. осуществление связи как с руководителями секций, так и внешкольных связей с ВУЗами города.

4. Осуществление связи с родительской общественностью.

5. Осуществление связи с представителями научной, культурной и технической общественности.

 

Функциональные обязанности Совета УНИО.

 

1. Координирует и направляет работу всех секций и подразделений.

2. Организует связь с ВУЗами, культурно-просветительскими учреждениями, музеями и т. п., которые важны в силу исследовательских интересов членов УНИО.

 

Права членов УНИО.

 

1. Активно участвовать в работе избранной секции.

2. Расширять свои знания и умения.

3. Быть не только исследователем, изобретателем, художником, но и пропагандистом своей области знания, основ творчества.

4. В соответствии со своими интересами, возможностями, выбирать направления научно-исследовательской деятельности, получать консультации от учителей, специалистов по данной проблеме.

5. Участвовать в работе секций, общего собрания, других делах и мероприятиях.

6. Выбирать и быть избранным в руководящие органы УНИО.

7. По результатам исследовательской работы быть отмеченным его поощрительными наградами и отличиями. (Интеллект года – 2 премии, поощрения и подарки).

 

Индивидуальные успехи учащихся ежегодно фиксируются в специальном каталоге.

 

Фомы работы секций УНИО

 

1. Индивидуальная работа члена УНИО – занятия самостоятельные с первоисточниками, дополнительной литературой, работа над темой научного исследования.

2. Секционная работа – постановка и проведение экспериментов, обсуждение работ, защита научно-исследовательских, поисковых, изобретательных предложений.

3. Массовая работа в УНИО – пропаганда и популяризация научных знаний по проблематике собственных исследований, общие собрания, конференции, тематические вечера, экскурсии, посещение ВУЗов и лабораторий, выставки, научные чтения.

 

В УНИО действует в настоящий момент 17 секций

Астрономия, физика, биология, химия, социология, культурология, психология, журналистика, право, обществознание, литературное творчество, секция иностранных языков, секция русского языка и литературы, географии, истории, экономике..

 

Работа секций динамична, заседания пересекаются друг с другом. Оказывается всяческая взаимопомощь, проводятся совместные исследовательские работы.

Часто проводятся межсекционные заседания по направлениям

Физико-математическому

Гуманитарному

Естественнонаучному

Социально-экономическому.

 

 Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы-гимназии, рекомендованный МО учителей, а также представитель из числа учащихся.

Помимо предметных секций в структуру УНИО включены отделы: переписки и лекторский. В задачу отдела переписки входит работа связанная с развитием контактов с другими исследовательскими обществами, академическими институтами, деятелями науки, культуры и искусства. Задачей лекторского отдела является подготовка экскурсий, лекций для учащихся, экскурсий по школе для гостей и вновь поступивших учеников.

В рамках деятельности ИОУ работает Экспертный совет. В его состав входят научные консультанты (представители вузов, председатели школьных методобъединений). Главная задача совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами, а также независимая экспертиза работ, представленных на промежуточных и заключительной научно-практической конференции.

В конце учебного года проходит итоговая научно-практическая конференция, на которой Президент общества отчитывается о проделанной работе, а также проходят выступления учащихся – победителей , лауреатов и участников различных чтений перед учащимися гимназии. (по классам, по параллелям, а наиболее значимые работы представляются на всеобщем собрании старшеклассников на Дне наук) Кроме того награждаются победители и лауреаты  в каждой предметной секции.

Организационная и финансовая поддержка ИОУ осуществляется администрацией школы-гимназии, попечительским советом школы. В прошлом году помимо подарков, попечительский совет решил предоставить премии наиболее отличившимся ученикам. (интеллект года – 2 премии). Работа исследовательского общества проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, например, создание обзорной компьютерной базы данных "История гимназии", «Водоросли водоёмов города Калуги» в работе над которой приняли участие учащиеся 5-6 классов);

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры,  совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в Ученических Чтениях и научно-практической конференции школы-гимназии, районных и городских мероприятиях. Особое внимание уделяется многолетним проектам.

Среди них можно выделить несколько:

Чрезвычайные ситуации социального характера.

Исследование популяции бобров.

Психология школьника.

Изучение состояния здоровья школьников в течение всего курса обучения.

 

Особое внимание в работе УНИО необходимо уделять диагностике уровня удовлетворённости ребят своей исследовательской деятельностью, её результативностью.

Проводимая работа обусловила результаты. За последние 2 года повысился уровень исследовательских работ, существенно расширился их тематический диапазон.

Работа учащихся в ИОУ получает высокую оценку на конференциях, конкурсах и олимпиадах.

Подводя итоги рассказа о целях, задачах и направлениях деятельности УНИО  школы-гимназии, следует отметить, что главное во имя чего работает коллектив учителей заключается в развитии творчества учащихся, величайшее значение которого, говоря словами Кершенштейнера " заключается в том, что в пределах данных способностей оно является причиной сознательного роста духовной силы, ищущей для себя всё новых точек приложения" .

В рамках деятельности УНИО  осуществляет работу ЭКСПЕРТНЫЙ совет. В состав Экспертного совета входят научные консультанты (представители вузов, председатели методических объединений), психолог. Главная задача членов Экспертного совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся школы-гимназии в процессе работы над проектами, а также независимая экспертиза работ представленных на конференции. В конце учебного года проводится заключительная конференция, на которой Президент Исследовательского общества отчитывается о проведенной в течении года работе, а также определяются победители в каждой предметной секции, награждаются победители.

Исследовательское общество учащихся заинтересовано в расширении числа своих членов и участников. Практически все желающие могут работать над выбранной темой, однако, необходимо помнить и о существующей конкурентности. Право на написание работы надо заработать ответственным отношением к делу. Небольшой отсев существует за счет не  справившихся школьников.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ поддержка осуществляется администрацией школы-гимназии, педагогическим коллективом школы, попечительский совет а также другими заинтересованными лицами и организациями.

Настоящий Устав утвержден педагогическим советом школы-гимназии, Ученическим Советом школы, Советом Исследовательского общества учащихся.

 

 

Методика организации учебного исследования.

 

Условия эффективности

1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.

2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).

 На начальных этапах организации исследовательской деятельности необходимо формирование коммуникативных явлений (умений работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями).

 

Для себя я выделила несколько аспектов деятельности, которые способствуют развитию исследовательской активности учащихся.

Во-первых, это учебная деятельность. На уроках я часто использую технологию педагогических мастерских.

Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют школьники.

Мастерская – это личностно - деятельностная рефлексивная форма обучения, в которой сочетается индивидуальная форма работы с групповой, где есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору. Это помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.

Мастерская обладает эффектом последействия (поиск информации, осмысление).

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности.

Я ценю и стараюсь использовать в своей деятельности конструктивный подход к обучению, основными моментами которого считаю:

Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности

Учащийся - полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире

Учитель выступает, прежде всего, как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения

Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, “умные” вопросы, сознательно исправленные ими ошибки

Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше. Кроме того, именно в мастерских можно выявить наиболее активных, заинтересованных в предмете разговора учащихся, определить круг их интересов. С технологией мастерских можно познакомиться на странице «Мои уроки».

В процессе формирования коммуникативных умений формируется коллектив учащихся, желающий выполнять исследовательскую работу. Это как правило те дети, у которых возникло значительное количество вопросов, а также, как ни странно, именно те учащиеся, которые с непониманием и даже с негативизмом и агрессией относились к предложенным способам работы на уроке.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.

 

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.

Учащийся должен ответить на вопросы:

1) какое направление (тему) я выберу? (родители, учитель, сам).

2) каким будет вид моей работы? (обычно я советую именно исследовательскую работу, а не реферат, т. к. очень важен процесс успешной реализации работы на конференциях).

3) как я буду её выполнять? – один или в группе?

4) когда я буду её выполнять – в течение года или летом?

5) где я буду её выполнять? – в школе под руководством учителя, в ВУЗе, в учреждениях дополнительного образования, самостоятельно.

 

От выбора темы во многом зависит успех работы. Я не приемлю формальный подход, когда тема исследования по биологии подбирается под уже существующую методику. Более важным для меня является заинтересованность в том или ином вопросе. Большинство выбранных для исследования вопросов являлись интересными для меня или для моих учеников, а разработка собственной методики исследования на основе литературных данных является одним из самых важных этапов работы.

Я не совсем согласна с теми преподавателями, которые считают, что успех исследовательской работы зависит только от правильно поставленных цели и задач. По-моему мнению, главное – правильно определить учащегося и ту тему для разработки, которая наиболее подходит его типу личности.

Я бы дала только одну универсальную рекомендацию: тема должна быть интересна учителю и ученику, посильна в выполнении.

 

Обычно, в исследовательской работе

1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.

1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее

1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

 

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. (что мы хотим  узнать)

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. “Гигантизм” в выборе темы и цели исследования — наиболее распространённая ошибка начинающих исследователей.

Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.

 

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

 

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по биологии сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные  обычно на большой выборке и с большим числом повторений. Необходимо проводить множество опытов, зачастую они связаны с погодными условиями (лягушки летом), особенностями жизненной активности объектов исследования и т. д. Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. И здесь мои ученики стали для меня во многом примером для подражания, поражая своей настойчивостью, упорством в достижении цели.

 

    Сбор научных фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил:

    1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

    2. Всякое исследование должно по возможности документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. В последнее время, с развитием фото- и видеотехники, доказательством может являться и фото- или видеоизображения.

    3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и повторе. И если результаты несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

    4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

 

Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.

 

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

 

Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя. С моими исследованиями можно познакомиться на соответствующей странице.

 

Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

 

Я считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на городских, областных, всероссийских конференциях. Нельзя оценивать таким трудом проделанную работу в школе. Именно поэтому в нашей гимназии общешкольная конференция проводится в конце учебного года, когда все конференции других уровне уже пройдут. Уверенные в своих работах и возможностях дети, закалённые  в предыдущих выступлениях с удовольствием рассказывают учащимся младших классов, одноклассникам, а некоторые и всей школе о своих работах, «заражая» их своим энтузиазмом.

Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.

Для выступления на конференции необходимо грамотно подготовить презентацию. Для учителя обязательно владение программой пауэр пойнт. Наши дети, проводя большую часть своего времени за компьютером, в большинстве случаев не владеют необходимыми для этого навыками.

Презентация должна быть

Компактной

Яркой и выразительной

Отражать суть работы

Иметь название, цель и задачи, методику, выводы

 

С первых слов выступления и с началом презентации вы должны завладеть вниманием слушателей. Можно задать вопрос и поставить в тупик, можно напугать, можно удивить.

 

Пример – ТЕРРОРИЗМ, СЕКТЫ, ЛЯГУШКА

 

Обязательно должен быть написан текст к слайдам.

Слайд. 1 Текст.

 

Необходимо провести репетицию – соответствие текста слайдам, соответствие по времени, владение материалом. Я приглашаю на выступление человека не ориентирующегося в теме, сделать замечания со стороны.

 

Далее мы продумываем все возможные вопросы к работе ПРИМЕР С ЛЯГУШКОЙ. Мои дети даже обижаются, когда им задают примитивные вопросы: А чем вас привлекает эта тема? И т. д. Хорошее владение материалом и невозможность в 10 минут выступления рассказать всё о работе вызывает жгучее желание углубиться в некоторые вопросы, пояснить что-либо. Надо настроить ученика на то, что чем больше вопросов задают, тем больше понравилась работа. Негативные моменты – вопросы руководителей (но их не надо бояться, жюри будет в данном случае на стороне ученика), предвзятое отношение Жюри и излишний апломб членов жюри, желание самоутвердиться за счет ребёнка. (ПРИМЕР - ЭКОЛОГИЯ)

    Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.
   К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

  • рефлексивные умения;
  • поисковые (исследовательские) умения;
  • навыки оценочной самостоятельности;
  • умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • менеджерские умения и навыки;
  • коммуникативные умения;
  • презентационные умения и навыки

Негативные стороны исследовательской технологии:

  • неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
  • сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
  • риск неудачного окончания работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
  • невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

    Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
    Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Таким образом, научная подготовка учащихся профессионального лицея — одно из необходимых условий подготовки такого выпускника.

 

Полученная в процессе учебного исследования информация не всегда может быть новой, однако она является новой для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом.

С. И. Брызгалова выделяет объективную и субъективную новизну исследования и утверждает, что субъективно новые результаты не менее значимы для личности, чем объективно новые — для науки.

А. С. Обухов, характеризуя учебно-исследовательскую деятельность, подчеркивает основную функцию: инициирование учеников к познанию мира, себя, и себя в этом мире. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в его определении — творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

 

Учебно-исследовательская деятельность школьников в сфере здоровья имеет специфические черты. К ним можно отнести следующие:

  • Тематика работ. Старшеклассников интересуют самые разнообразные темы: это и баня как источник здоровья, движение и курение, питание и стресс, туризм и творчество, влияние цвета на настроение, влияние люстры Чижевского на интеллектуальную продуктивность и многие другие. Изучение тематики исследовательских работ, выполненных за последние два года, позволяет заключить, что в 2006-2007 годах максимальное количество работ было посвящено вопросам профилактики вредных привычек. А в 2008-2009 годы на первое место выходит тематика, связанная с влиянием на здоровье внешних факторов и способов сохранения и укрепления здоровья. С одной стороны, это является отражением расширяющихся представлений старшеклассников о здоровом образе жизни, с другой стороны, потерей интереса к вопросам негативного характера: болезни, вредные привычки.
  • Быстрая смена интересов. Для большинства школьников, выполняющих исследовательские работы в сфере здоровья, характерна ежегодная смена тематики работ. Это, во-первых, характеризует желание старшеклассников познакомиться с несколькими возможными зонами исследования, а во-вторых, отражает недостаточное видение руководителями-педагогами перспектив и возможностей углубления исследований по выбранной теме.
  • Выбранная тема исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством по изменению собственного образа жизни, приближению его к здоровому. Полученные знания позволяют выработать более зрелое отношение к собственному здоровью. Участие в семинарах, выступления перед сверстниками формируют позицию, дают возможность ее отстаивать, создают предпосылки для применения полученных знаний в собственной жизни.
    Кроме того, при выполнении констатирующих исследований школьники отмечают недостаточность описания полученных фактов, видят необходимость в выработке рекомендаций и даже преобразовании школьной среды и своего окружения.
  • Востребованность информации, полученной в процессе исследования. В нашей практике данные, полученные старшеклассниками в результате исследований, активно используются в дальнейшей деятельности специалистами, курирующими вопросы сохранения здоровья школьников. Ребята выступают с материалами своей работы на классных часах перед сверстниками, школьниками более младшего возраста и на педсоветах.
  • При проведении конференций разного уровня, семинаров, встреч формируется молодежная интеллектуальная среда, где созревает мода быть здоровым, некурящим, непьющим и спортивным. Школьники-исследователи по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой группе. Своими высказываниями, поведением и деятельностью они оказывают позитивное влияние на сверстников, облегчая педагогам воспитательный процесс по формированию культуры здоровья.

Эти и другие особенности учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде. Как форма обучения исследовательская деятельность является валеологической по сути, интересной для старшеклассников, соответствует потребностям возраста, помогает самопознанию и самоопределению; получение информации идет в поисковом режиме, с отбором личностно-значимого содержания, не возникает состояния переутомления.

 

 

Экспертная оценка исследовательской работы
(основные критерии)

  • тема (корректность формулировки, соответствие текста объявленной теме);
  • материал (оригинальность и ценность собранного документального материала;
  • исследовательское мастерство (умение непротиворечиво использовать собранный материал и делать аргументированные выводы);
  • композиция (логика работы, структура);
  • язык и стиль изложения;
  • оформление работы (наличие справочного аппарата, сносок, библиографии). 

В прошлом году впервые в истории города мои ученики приняли участие во всероссийской конференции, проводимой в Москве, в МГУ корпорацией Интел. Неожиданно для нас проба оказалась удачной и девочки заняли первое место, получив достойную награду. С текстом работы можно познакомиться на странице «Исследования учащихся».

 

 Основные  этапы выполнения НИР учащимися.

Этап 1. Мотивация НИР

Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.

Этап 2. Выбор направлений исследований

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.

Этап 3. Постановка задачи

Если первый этап - «работа» HP, а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем необходима самая непосредственная работа с будущими авторами. На этом этапе HP сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном «культурном слое», обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен HP. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных

На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Но обычно оборудование школьных лабораторий оказывается недостаточным для выполнения серьёзных работ, и поэтому в рамках сотрудничества с вузами, НИИ и предприятиями организуется стажировка будущих авторов. Не исключается также использование результатов ранее проведённых там исследований при условии детального ознакомления стажёров с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. В отличие от традиционных методик НИИ - главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция HP на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель. Здесь особенно наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователем-одиночкой. Дух соревнования в детском коллективе – мощный стимул, а результаты дискуссии бывают самыми неожиданными. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и не удалось достичь сформулированных на третьем этапе целей. Результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат – тоже результат и заслуживает представления на конференции, хотя рассчитывать на призовые места в этом случае трудно.

Этап 6. Оформление результатов работы

Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача HP – отредактировать «детский текст».

Этап 7. Представление исследовательской работы

Некоторые HP считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

 

 

 Требования к работам:

  • К конференции допускаются исследовательские, реферативные, прикладные, творческие работы.
  • Работы должны быть выполнены самостоятельно.
  • Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
  • Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
  • Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
  • Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
  • Оценивается личностная (с точки зрения автора) новизна исследования.
  • Учитывается графическая грамотность выполнения чертежей и схем, наличие образца изделия, дизайнерское решение разработки.

Критерии оценки ученических работ (и начисляемые баллы):

  1. Элемент исследования:
    • исследования с привлечением первичных наблюдений, собственная обработка, анализ — 4;
    • исследование на основе литературных источников — 3;
    • реферативная работа с обобщением и собственными выводами — 2;
    • компилятивная работа — 1.
  2. Достижения автора:
    • собственная постановка проблемы, участие в эксперименте, использование аналитических методов — 3;
    • собственная разработка отдельных вопросов — 2;
    • усвоение знаний сверх учебной программы — 1.
  3. Эрудиция:
  4. Знание основных положений в избранной области знаний (сверх программы) — 2.
  5. Изложение:
    • выразительное, логичное, компактное — 3;
    • более или менее связное, с паузами — 2;
    • доклад читается — 1.
  6. Иллюстрация:
  7. Композиция доклада:
    • имеется введение, обозначена цель, выдержана логика — 2;
    • отсутствует стройность и последовательность изложения — 1.
  8. Библиография:
    • представлена достаточно полно, используются ссылки — 2;
    • число источников ограничено, изучены поверхностно — 1.
  9. Особое мнение жюри:
    • добавлены баллы ___ за ___

 

  

Ещё одна сторона работы нашей гимназии заключается в системе поощрений. Принцип нашего заведения — каждый ребёнок должен быть награждён по окончании учебного года. Это крайне важно для всех гимназистов. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены на традиционном празднике «День гимназиста», заставляет ребят трудиться в течение учебного года. И хотя поощрение носит чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы), дети с нетерпением ждут этого и очень сильно огорчаются, если в течение года не сделали ничего, заслуживающего награды.

Атмосфера гимназии вызывает желание и учащихся, и учителей творить, идти к новым рубежам. Это достигается, прежде всего, личным примером администрации, педагогического коллектива, школьников. Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности, значимости и необходимости коллективу. Делай — и тебя заметят, тебя будут уважать и на тебя равняться. Такая обстановка, созданная администрацией для работы и учёбы, располагает к действиям и самоотдаче.

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz