Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Элективные курсы

 

На этой странице представлены программы элективных курсов, проводимых мной в 2008-2009 учебном году.

 

МОУ «Гимназия № 24» города Калуги

 

Элективный предмет

естественно-математического направления

 

Избранные главы биологии.

Биология растений, грибов, лишайников.

10 класс

 

Срок реализации программы – 1 год (34 часа, 1 час в неделю)

                                                          Клименко Е. А.

                                                           учитель биологии

                                                           МОУ «Гимназия № 24»

                                                           города Калуги

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на кафедре естественно-математических дисциплин

                                                                                                    30.08.2008 г.

                                                                                                   Протокол № 1

 

 

Калуга 2008

 

 

Пояснительная записка

 

Элективный курс «Избранные главы биологии. Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10—11  классов средних школ, для профильных классов гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом современного школьного обучения. Однако это учебное пособие будет полезно не только сегодняшним школьникам, но и абитуриентам, слушателям подготовительных отделений вузов, студентам младших курсов вузов биологического, сельскохозяйственного, медицинского профилей, учителям биологии и естествознания, а также всем интересующимся биологией. Пособие поможет учителю не только организовать и провести интересный элективный курс, но и даст возможность подготовить учащихся к вступительным экзаменам по биологии.

Сегодняшние абитуриенты хуже всего отвечают на вопросы ботанического характера. Как правило, курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6—7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Это связано с тем, что в 6—7 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы ботаники, которые они изучали несколько лет назад. Представляемое пособие — это, по сути, ботаника на уровне старшей школы. Элективный курс «Биология растений,  грибов, лишайников» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов.

Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по ботанике на базе сформированных понятий обшей биологии.

Задачи курса:

1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники;

2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.

  

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название разделов курса

Всего часов

Лекц.

Практ.

Сем.

Форма контроля

1.

Введение

1

1

 

 

 

2.

Клетка растений

1

1

 

 

Тестирование

3.

Ткани и вегетативные органы высших растений

12

4

5

3

Тестирование, участие в семинаре, контрольные работы, устный зачет

4.

Размножение

1

1

 

 

Тестирование

5.

Водоросли

2

1

1

 

Участие в семинаре

6.

Высшие споровые растения

4

2

1

1

Тестирование, участие в семинаре

7.

Семенные растения

9

5

2

2

Тестирование, участие в семинаре

8.

Грибы

2

1

 

1

Участие в семинаре

9.

Лишайники

1

1

 

 

Участие в семинаре

10.

Этапы развития растительного мира

1

 

 

1

Участие в семинаре

 

 

34

17

9

8

 

 

Содержание программы

 

Введение (1 ч)

Лекция. Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки растений.

Тема 1. Клетка растений (12 ч)

Лекция. Строение растительной клетки.

Тема 2. Ткани и вегетативные органы высших растений (12 ч)

Практическая работа. Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей.

Лекция. Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани.

Лекция. Основные, механические и выделительные ткани. Проводящие ткани.

Практическая работа. Строение тканей растительного организма.

Семинар. Особенности строения тканей и органов растительного организма.

Лекция. Органы высших растений. Происхождение органов. Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение корня.

Семинар. Питание и дыхание корня. Функции корней.

Практическая работа. Побег: строение и ветвление. Почки.

Практическая работа. Видоизменения побегов.

Лекция. Стебель. Строение и функции стебля.

Практическая работа. Лист. Строение. Многообразие и видоизменения листьев. Размеры и продолжительность жизни листа.

Семинар. Анатомическое строение листа. Газообмен и транспирация. Листопад.

Тема 3. Размножение (1 ч)

Лекция. Размножение высших растений. Бесполое размножение: спорообразование. Вегетативное размножение. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение. Чередование поколений.

Тема 5. Водоросли (2 ч)

Лекция. Водоросли. Общая характеристика. Местообитание. Особенности. Строения. Одноклеточные и колониальные водоросли. Многоклеточные водоросли. Размножение водорослей. Бесполое размножение. Половое размножение. Чередование поколений.

Практическая работа. Многообразие и значение водорослей.

Тема 6. Высшие споровые растения (4 ч)

Лекция. Отдел Моховидные.

Лекция. Отдел Папоротникообразные: общая характеристика. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные.

Семинар. Строение и многообразие споровых растений. Размножение споровых. Чередование поколений.

Практическая работа. Строение споровых.

Тема 7. Семенные растения (9 ч)

Лекция. Семенные растения. Общая характеристика. Происхождение. Особенности строения.

Лекция. Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика. Класс хвойные. Сосна обыкновенная. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Характерные отличия размножения голосеменных от размножения. Споровых растений. Значение голосеменных.

Лекция. Отдел Покрытосеменные или цветковые. Общая характеристика. Появление цветка. Наличие завязи. Редукция гаметофитов. Двойное оплодотворение. Развитие проводящих тканей. Разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных.

Семинар Общая характеристика и многообразие семенных растений.

Практическая работа. Цветок: строение. Многообразие цветков. Соцветия.

Лекция. Спорогенез и гаметогенез. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита.

Семинар. Цветение. Опыление. Оплодотворение.

Практическая работа. Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян. Плод. Классификация плодов Строение плодов. Распространение плодов и семян.

Лекция. Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений. Различия между представителями классов однодольных и двудольных. Характеристика основных семейств.

Тема 8. Грибы (2 ч)

Лекция. Грибы: общая характеристика. Сходство с животными. Сходство с растениями. Строение грибов. Низшие грибы. Высшие грибы. Питание грибов. Размножение грибов.

Семинар. Многообразие грибов. Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота. Отдел Базидиомикота. Несовершенные грибы. Значение грибов.

Тема 9. Лишайники

Лекция. Общая характеристика лишайников. Слоевище. Морфологические типы лишайников: Накипные, листоватые, кустистые. Размножение лишайников. Значение лишайников.

Тема 10. Этапы развития растительного мира

Семинар. Развитие растительного мира. Эры и периоды. Основные ароморфозы.

 

 

 

  

МОУ «Гимназия № 24» города Калуги

 

Элективный предмет

естественно-математического направления

 

Клетки и ткани.

11 класс

 

Срок реализации программы – 1 год (34 часа, 1 час в неделю)

 

 

                                                                               Автор: Клименко Е. А.

                                                                               учитель биологии

                                                                               МОУ «Гимназия № 24»

                                                                               города Калуги

 

Программа рассмотрена и утверждена на кафедре естественно-математических дисциплин

                                                                                                    30.08.2008 г.   Протокол № 1

 

 

Калуга 2008

 

Пояснительная записка

Элективный курс «Клетки и ткани» предназначен для учащихся 11  классов средних школ, для профильных классов гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом современного школьного обучения. Однако это учебное пособие будет полезно не только сегодняшним школьникам, но и абитуриентам, слушателям подготовительных отделений вузов, студентам младших курсов вузов биологического, сельскохозяйственного, медицинского профилей, учителям биологии и естествознания, а также всем интересующимся биологией. Пособие поможет учителю не только организовать и провести интересный элективный курс, но и даст возможность подготовить учащихся к вступительным экзаменам по биологии.

В данном курсе рассматриваются основополагающие темы общей биологии. Без знаний особенностей строения и функционирования клеток разных организмов, без четкого и ясного понимания особенностей строения и функционирования тканей организма невозможно полноценное понимание ни одной из биологических наук. Особую важность данные сведения имеют для понимания особенностей функционирования растительного, животного организмов, особенностей функционирования организма человека, при изучении обменных процессов в клетке и многого другого. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия клеток различных организмов. Это связано с тем, что старших классах на изучение темы «Клетка» отводится недостаточное количество часов, а ткани разных царств живой природы изучаются в разные годы и в разных курсах, что затрудняет восприятие общей картины мира. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов той части курса общей биологии, которая посвящена клетке. При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по данному разделу необходимо использовать знания не только курса общей биологии, но и курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы ботаники и зоологии, которые они изучали несколько лет назад. Элективный курс «Клетки и ткани» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития клеток и тканей различных организмов.

Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по разделу общей биологии «Клетка и ткани» на базе сформированных понятий об особенностях строение разных царств живой природы.

Задачи курса:

1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологии клетки;

2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название разделов курса

Всего часов

Лекц.

Практ.

Сем.

Форма контроля

1.

Глава 1. Общая цитология. Введение в биологию клетки Глава

1

1

 

 

Тестирование

2.

2. Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток.

2

 

1

1

Тестирование, контрольные вопросы

3.

Глава 3. Основные компоненты и органоиды клеток

2

 

1

1

Тестирование, участие в семинаре, контрольные работы, устный зачет

4.

Глава 4. Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки.

4

3

 

1

Тестирование

5.

Глава 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток

4

2

 

2

Участие в семинаре

6.

Глава 6. Вирусы, как неклеточная форма жизни

3

 

 

3

Тестирование, участие в семинаре

7.

Глава 7. Происхождение и эволюция клеток

1

1

 

 

Тестирование, участие в семинаре

8.

Обобщающее занятие. Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого

1

 

 

1

Участие в семинаре

9.

Глава 8. Введение в гистологию

1

1

 

 

Участие в семинаре

10.

Глава 9. Эпителиальные ткани

2

1

1

 

Участие в семинаре

11.

Глава 10. Мышечные ткани

2

1

1

 

Тестирование

12.

Глава 11. Ткани внутренней среды

4

2

1

1

Тестирование, участие в семинаре

13.

Глава 12. Нервная ткань

4

1

2

1

Тестирование, участие в семинаре

14.

Глава 13. Учебно-исследовательская деятельность

3

1

1

1

Защита исследовательских работ

 

Итого

34

14

8

12

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz