Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Мастер-класс урока "Сотри случайные черты и ты увидишь - мир прекрасен"

 

МАСТЕР-КЛАСС

Презентация урока. 

Одним из этапов конкурса «Учитель года» является мастер-класс урока на сцене. Тема урока даётся участникам за  сутки до проведения урока. Участники должны провести урок (20 минут) по своему предмету на заданную тему.

 

Объяснительная записка

В большинстве развитых стран мира проблема охраны окружающей среды встала на первое место, поскольку стало очевидным, что дальнейшее изменение среды обитания может привести к необратимым последствиям для человечества. Уже сейчас деятельность человека превышает все допустимые нормы вмешательства,  а трагические последствия нарушения человеком равновесия в балансе природных сил в итоге замыкаются на судьбе человеческой популяции в целом и каждого человека в отдельности.

Почти 200 лет назад великий французский ученый Жан-Батист Ламарк с сожалением писал, что назначение человечества состоит в том, чтобы уничтожить свой род. На сегодняшний день масштабы техногенного загрязнения значительно превышают степень неблагоприятного воздействия на организм человека тех природных факторов, изучение которых является основным предметом классической медицины.

Поэтому важнейшей задачей обучения экологии и биологии я вижу в том, чтобы создать такие условия, при которых учащиеся смогут прийти к мысли, что выход из экологического тупика существует. Чтобы обнаружить его, надо познать законы строения, функционирования и развития экосистемы, открыть механизм, позволяющий экосистемам поддерживать устойчивое существование в  течение длительного времени, проанализировать место и роль человеческого общества в природных экосистемах, задуматься о биосферных функциях человечества и значении каждой личности в решении ноосферных задач.

В последние десятилетия рождается дисциплина, которая, с одной стороны, объединяет и гуманитарное, и естественно-научное направление, формирует общую модель взаимоотношений природы, общества и человека, с другой – определяет смысл и перспективы развития как отдельной личности, отдельной нации, отдельной культуры, так и всего человечества. Эта дисциплина, по определению Н. Н. Моисеева,  - «мегаэкология».

Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы как можно раньше мои ученики включились в процесс познания природы, своего места в окружающем мире, осознали значимость личного участия в сохранении жизни на Земле. Мне хотелось бы, чтобы от пассивного получения знаний на уроке, ученик перешел к активному обучению. Только знать – этого явно мало для спасения природы. Надо сделать знание действенным. А активному процессу познания может служить технология мастерских и проектная технология. Предложенный урок делает процесс обучения осознанным, что является особенно важным в современной педагогике.

 

11 класс

Экология

 

Тема урока.

Экологический кризис.

 

Сотри случайные черты - и ты увидишь:

 мир прекрасен.

А. Блок

 

Цель урока: дать возможность учащимся самим добраться до сути понятия «кризис» и «экологический кризис»; предоставит возможность для осознания места человека и человечества в биосфере, его роли в её сохранении; доказать, что только положительное восприятие себя и окружающей действительности позволит решить экологические проблемы.

 

Ход урока

 

Здравствуйте, дорогие мои одиннадцатиклассники. Мы продолжаем изучать тему «Экология».

 

1 этап. Класс делится на три группы. На экране 3 слова – поворот, решение, суд. Задание группам – придумать сценки, отражающие смысл этих слов.

 

Вывод: Все эти события, происходящие в жизни, приводят к изменению жизненного пути. А все выбранные вами слова являются переводом греческого слова «кризис».

 

Экологический кризис (гр. krisis решение, поворот, исход, суд) - ситуация, возникающая в экологических системах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных бедствий или в результате воздействия антропогенных факторов; напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой, характеризующееся несоответствием между силой антропогенного воздействия на окружающую среду, с одной стороны, и ресурсно-экологическими возможностями биосферы – с другой.

 

2 этап. Каждая группа получает задание просмотреть 2 видеоклипа(1 – изображение распускающихся весной цветов, 2 – горящие нефтяные скважины, огромные свалки, машины в пробке и т. д.) и оценить их восприятие с точки зрения разных людей. После обсуждения представителю группы необходимо сказать, какие мысли и чувства будет испытывать при их просмотре

 

1 группа – человек, страдающий каким либо заболеванием (например, частые мигрени),

 

2 группа – обиженный на мир человек, психически нестабильный, негативно воспринимающий окружающую действительность,

 

3 группа – здоровый, открытый человек с позитивным восприятием окружающего мира.

 

 

 

3 этап. ФМ

 

                              Вот она летит маленькая какая! (руки вверх)

                            Вот она грустит, в думы свои вникая, (руки вниз)

                            Вот она летит, зябкой прохладой веет, (обхватить плечи)

                            Все еще живет! Все еще людям верит!.. (руки вперёд,                                        потянуться)

                            Вот она плывет сквозь грозовую полночь, (руки в стороны, потянуться)

                            Всех людей зовёт, просит прийти на помощь! (руки вперёд,                                        потянуться)

 

                            Просит прийти на помощь! (руки вниз, расслабиться)

                            Просит прийти на помощь….

 

 

Тема урока.

 

Экологический кризис.

 

Сотри случайные черты - и ты увидишь:

 мир прекрасен.

А. Блок

 

4 этап. Ответить на вопросы.

1. Какие «случайные черты» (не свойственные естественному течению жизни) мы можем увидеть в природе?

2. Что мы можем предпринять, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду?

 

Ответ: изменить своё отношение к окружающей действительности, убрать негатив, который есть у нас в душе, и тогда мы увидим красоту окружающего мира и научимся беречь его.

 

Вывод: только физически и психически здоровый, гармонично развитый  и счастливый человек может стереть «случайные черты» антропогенного экологического кризиса на планете.

 

Я всегда говорю своим ученикам о том, что мы выйдем из экологического кризиса только тогда, когда перестанем ругать правительство и оглянемся вокруг, когда задумаемся, а бросить ли нам бумажку? (Учитель сминает бумагу и бросает её на пол). И тогда, будучи членами правительства, учителями, врачами или просто рабочими мы сможем сохранить нашу планету для будущих поколений, потому что мы не унаследовали Землю от своих родителей, мы взяли её взаймы у своих детей.  Мы сможем стереть «случайные черты» только начав с себя. Только сохранив красоту в себе, мы сохраним красоту вокруг. Недаром одно из серьёзнейших направлений решения экологических проблем – глобальное духовное воспитание.

Я хочу закончить урок словами Августина Блаженного: «Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом».

Прежде, чем отпустить класс, учитель спрашивает,  какое желание возникло у детей в процессе урока. У большинства учащихся возникает желание поднять брошенную учителем бумагу. Это и есть главный результат урока, первый шаг на долгом пути поиска выхода из экологического кризиса.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz