Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Урок Адаптация

 

План – конспект открытого урока по теме

"Адаптация"

 

 

Использованная литература:

Белова Н. И., Наумова Н. Н. Экология в мастерских. Метод. пособие. - СПб.: "Паритет", 2004. - 224 с.

 

Объяснительная записка

 

Данный урок разработан по методике педагогических мастерских по экологии.

В основе применяемой технологии лежит ряд принципов:

 - приоритетность личностных потребностей учащихся;

 - создание поддерживающей атмосферы и условий для самопознания, самораскрытия и саморазвития учащихся, осознания ими необходимости нового экологического мышления и новой экологической этики;

 - отбор содержания знания, при котором человек чувствует себя частью биосферы, принимает законы и ограничения целого (планеты Земля) и руководствуется ими в своей деятельности;

 - интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний, ядром которой является проблема принятия норм новой этики взаимоотношений человека и природы;

 - интеграция способов постижения мира, включения когнитивной и эмоциональной сферы;

 - обязательность рефлексии;

 - равенство процесса познания и результата в проживании педагогической мастерской;

 -  принцип вероятностного результата.

Основная задача проведения данных уроков - помочь учащимся осознать особую роль человека как социального, этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания.

Формы активного познания мира, предложенные в данном уроке, способствует осознанному поиску места человека в современном динамично развивающемся  мире.

Преподавание экологии часто рождает отстранённое отношение ученика к глобальным проблемам Земли: «Лично я живу в конкретном месте и в конкретное время, и кризиса нет» или «Кризис есть, но я  с ним ничего не могу сделать». Эта проблема отчуждения снимается, если предполагается некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, активизируя), учащийся осознаёт свою собственную позицию, сталкивается с отношением сверстников, со взглядами ученых-экологов.

Учащиеся на уроке знакомятся с основными понятиями экологии,  с различными способами познания мира. Предложенный урок призван способствовать формированию представлений о человеке как части природы, способной осознанно руководствоваться в своей деятельности биосферными законами.

 

Презентация урока

 

 

Тема урока:

 

АДАПТАЦИЯ.

 

Цель урока:

Продолжить развитие понятия «адаптация». Привести доказательства того, что адаптация – это процесс и результат приспособления организма, популяции или сообщества к определённым условиям (факторам) внешней среды.

В целях формирования научного мировоззрения учащихся, показать многообразие возможностей и подходов к познанию окружающего мира.

Продолжить формирование умений и навыков коллективной деятельности, получения и обработки и анализа фактического материала, умений делать заключения, выводы.

 

 

Задачи урока:

1. В процессе работы на уроке обеспечить условия для разграничения у учащихся понятий «сильнейший» и «наиболее приспособленный».

2. Подвести учащихся к осознанию того, что адаптация – это появление нового качества, процесс и результат одновременно.

3. Создание на уроке атмосферы для самопознания, самораскрытия обучающихся, осознания ими нового экологического мышления и новой экологической этики гражданина планеты.

 

Оборудование: чучела разных животных, растения в вазонах. Чучела и растения поместить в коробки.

 

Учебник: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с., ил.

 

Организация  учащихся: учащиеся распределены в три группы, расположение столов в классе таково, чтобы рассадить учащихся в группах по кругу.

 

Ход урока.

 

1. Актуализация знаний. Тема сегодняшнего урока «Адаптация». Этот термин, вероятно, уже знаком Вам. Какой смысл вы ему придаёте? В каких случаях используете? К чему можно адаптироваться?

2. Цель урока: продолжить развитие понятия «адаптация».  В ходе этого урока я покажу вам несколько новых подходов к познанию окружающей среды. Мы продолжим формирование навыков коллективной деятельности, с которыми Вы уже знакомы.

3.  Учащиеся получают индивидуальное задание в тетради: написать фразу «Выживает сильнейший» и поставить знаки препинания в ней. Социализация в группе и межгрупповая (учащиеся рассказывают, какие знаки препинания они поставили и почему, учитель принимает их рассуждения, не комментируя и не делая выводов)

4. Соотнести эту фразу с фразой «Выживает наиболее приспособленный» - поставить между ними математический знак. Социализация в группе и межгрупповая (учащиеся рассказывают, какие математические знаки они поставили и почему, учитель принимает их рассуждения, не комментируя и не делая выводов). К знаку между фразами учитель возвращается в конце урока.

 

5. Написать на доске и в тетради тему урока: «Адаптация организмов». Какие вопросы вы бы поставили для раскрытия смысла этого словосочетания? Социализация (представители групп рассказывают, какие бы слова они употребили для раскрытия этого словосочетания).

6. В группе ответить на вопрос: «Адаптация – это процесс или результат?»

7. Если это результат (пример из учебника стр. 273 последний абзац, стр. 274 - 1, 2 абзацы), то можно «нащупать» ответы на вопросы: «В какой среде живёт животное? Чем оно питается? К каким условиям приспособлено растение?». Каждой группе выдаются чучела животных или растения, помещённые в коробки, что внутри коробок – не видно. Члены группы с закрытыми глазами «нащупывают» ответы на эти вопросы через отверстия в коробках.. Социализация (в процессе социализации учащиеся должны рассказать, не что это за животное или растение, а к чему оно приспособлено).

8. Вывод: адаптация  - это результат.

ФИЗКУЛЬТМИНУИКА

9. Игра (используется как обучающая часть урока и как физкультминутка). Игра с мячом для всех участников. Цель – дать возможность понять, что адаптация – крупный скачок, возникновение нового качества (здесь – способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Время отмечается на доске в столбик.

Задание: бросить мячик другому и поднять руку вверх, далее мячик должен оказаться у тех, у кого не поднята рука. Конец упражнения – когда мячик побывал у всех. Справиться необходимо как можно быстрее.

Ходы для игры:

- Можно ли улучшить время? (Повтор упражнения с незначительными улучшениями).

- Провокация: некоторые группы справились за … 6 сек.

- Как можно добиться улучшения времени? (Пауза для совещания).

- Благодаря чему удалось улучшить результат? Вывод: адаптация – крупный скачок, возникновение нового качества (способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Т. е. адаптация – это процесс, идущий скачкообразно.

Вспомните, что вы делали перед скачком? Перестали нервничать и ссориться, придумали новую идею, почувствовали цель, приспособились.

10. Определение адаптации.

Адаптация – процесс и результат приспособления организма, популяции или сообщества к определённым условиям (факторам)  среды.

 

 

Факторы среды

 

Абиотические                                        Биотические                                     Антропогенные

 

 

 

Адаптации

 

Морфологические                               Физиологические                             Поведенческие

 

 

11. В группе написать слово «приспособленец», найти в нем что-то значимое в связи со сказанным на этом уроке. Найти интонацию по отношению к человеку, которого вы бы так назвали.

12. Написать слово «приспособленность», найти в нём нечто значимое, найти главные части слова, несущие в себе суть явления. Главное в разборе слова выделить слово способ. Таким образом, приспосабливаться к новым условиям – не означает пресмыкаться или, наоборот,  давить остальных, надо искать новый способ деятельности. Нужен качественный скачок.

 

13. Поставить математический знак между написанными в начале урока фразами «Выживает сильнейший»  и «Выживает наиболее приспособленный».

«Выживает сильнейший»  <  «Выживает наиболее приспособленный».

Не всегда физическая сила является преимуществом в выживании.

 

14. Создайте формулу стоимости или цены адаптации (из чего складывается адаптация).  В каждой группе формула должна быть своя, индивидуальная (такой формулы не существует, но её «придумывание» поможет лучше понять и систематизировать полученную на уроке информацию). Ниже приведены возможные варианты формул.

 

Адаптация = Потеря + Приобретение.

 

А = ТОПД (Теряя Одно, Приобретаешь Другое)

 

А = Успех – Потеря

 

А = (В - С) + Д

(В – то, что было; С – то, что потеряли, Д – то, что приобрели)

 

Вывод:

Таким образом, адаптация – это процесс, в ходе которого, организмы теряя одно, находят другое. Адаптация – это процесс, дающий результат. Приспособление – новый способ деятельности, качественный скачок развития.

 

Рефлексия:

Что нового вы узнали на уроке?

Что важное поняли?

Какие новые, неожиданные мысли у вас появились?

Какую цену вы заплатили за адаптацию к сегодняшней мастерской?

 

- Потеряли время.

- Приобрели новые знания, научились работать вместе, понимание того, что необходимо овладевать новыми способами деятельности, знаниями и умениями. Выживает умеющий делать себя самого.

 

Домашнее задание: найти в параграфе учебника примеры для подтверждения правильности постановки выбранного математического знака.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz