Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Урочная деятельноть

   

В поисках ключей к смыслам

Н.И. Белова

 

В процессе обучения я часто использую технологию педагогических мастерских. С данной технологией я познакомилась впервые прочитав книгу педагогов-мастеров из Санкт-Петербурга Н.И Беловой и Н.Н. Наумовой "Экология в мастерских: Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224 с. (Серия "Педагогическая мастерская").

Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. "Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас - в роли президента ЖФЭН - его жена и соратник Одет Бассис.  

В России с даннйо технологией впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.


Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития;

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание. 
 

Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:

  1. "Вызов традиционной педагогике".
  2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
  3. "Все способны!".
  4. Интенсивные методы обучения и развития.
  5. Новый тип педагога.
  6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

 

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии [6] знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением . Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

 

Целевые ориентации

• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

• Научить детей мыслить раскованно, творчески.

 

Концептуальные соображения

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.

Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.

• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.

Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

 

Особенности методики.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

 

Специфические термины:

Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.

Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.


 

Основные этапы мастерской

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

 

Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

• диалоги участников мастерской

• диалоги отдельных групп

• диалог с самим собой

• диалог с научным или художественным авторитетом.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

 

Мастерские в изучении экологии

Современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют школьники.

Важнейшая задача экологии – создать такие условия обучения, при которых учащиеся смогут прийти к мысли, что выход из экологического тупика существует. Чтобы познать его, надо познать законы строения, функционирования и развития экосистемы. И познаются законы через «проживание» в педагогических мастерских, где на уроке моделируются различные ситуации, а учащиеся становятся активными участниками процесса познания.

Основной задачей проведения данных уроков является задача помочь учащимся осознать особую роль человека как этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания. Цель – в формировании мотивации экологически осознанной деятельности.

 

Мастерская – это личностно - деятельностная рефлексивная форма обучения, в которой сочетается индивидуальная форма работы с групповой, где есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору. Это помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.

 

Проживание мастерской – путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

 

Мастерская обладает эффектом последействия (поиск информации, осмысление).

 

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности, так необходимой сегодня.

Правила и методические приёмы.

 

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает  к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы

5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

 

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

 

Уроки с использованием технологии мастерских представлены на страницах "Урок Адаптация", "Мастер-класс урока "Сотри случайные черты и ты увидишь - мир прекрасен".

 

Традиционные уроки представлены на страницах "Урок Модификационная изменчивость", "Вид. Критерии вида".

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz