Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Лекция как сохранить здоровье нашим детям

 

   На фото: я с учениками на утренней зарядке в походе

 

Как сохранить здоровье детей?

 

Одна знаменитая актриса недавно сказала: «Порядочный человек это тот, который может совершить предательство только тогда, когда на его детей направлено дуло пистолета». Задумайтесь над этой фразой. Сегодня мы не будем говорить о порядочности, мы поговорим о самом дорогом: о наших детях. И когда дело касается счастья и здоровья детей ничто становится не важно – ни яхты, ни самолёты, ни последний рубль.

В нашей жизни бывают такие моменты, которые оказывают огромное влияние на наше мировоззрение, на всю нашу дальнейшую жизнь. Один из таких моментов, это несчастье, произошедшее с моей подругой. Мы почти одновременно вышли замуж. Разница между рождением первенцев составила всего несколько дней. Мы обменивались новыми ощущениями,  вместе радовались появившимся заботам. И, вдруг, как гром среди ясного неба: во время очередного обследования дочери подруги поставлен страшный диагноз – ДЦП. Что тогда пережила подруга, знает, наверное, только она одна.  Я  же ощущала страх, ужас, непонимание того, что произошло, желание помочь и осознание своего бессилия. Два вопроса не давали покоя: «В чём причина произошедшего и что можно сделать?» Одной из возможных причин врачи назвали радиоактивное облучение отца во время службы на подводной лодке. А на вопрос «Что можно сделать?» я отвечаю уже 13 лет.

Задумываясь о будущем своих детей, я поняла: какого бы счастья мы не желали для наших детей, какими бы эрудированными, умными, музыкальными  не воспитывали, всё это потеряет смысл, если наши дети не будут здоровы. После серьезной болезни дочери, которая имеет тенденцию к рецидивам, я пришла к  доктору с вопросом о том, как можно предотвратить рецидивы заболевания.  Доктор ответил: «Мамочка, вы что хотите, чтобы ваш ребёнок был здоров?» В этот момент я поняла, что ответственность за будущее моих детей лежит только на мне. Я задумалась о том, что такое здоровье и какого здоровья я хочу для своих детей?

Свою дальнейшую работу и исследовательскую деятельность я посвятила решению вопросов

-  что следует понимать под здоровьем;

- какие факторы оказывают влияние на здоровье подрастающего поколения;

- что я как женщина, мать и учитель могу предпринять, чтобы сохранить здоровье не только своих детей, но и детей, с которыми связана моя жизнь и работа?

В «Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ» указаны основные показатели здоровья, отражающие его различные стороны. К ним относятся уровень и гармоничность физического развития. Функциональное состояние организма и резервных возможностей его физиологических систем, резистентность (устойчивость) к различным неблагоприятным факторам, наличие заболеваний, нарушение физического или психического развития.

Но в обиходе мы как-то незаметно подменили понятие "здоровье". Вспомните, когда мы читаем статьи, слушаем доклады о здоровье, мы чаще всего слышим цифры, отражающие уровень общей заболеваемости, заболеваемости по отдельным группам болезней. Подумайте, что в Вашем пониманни здоровье? Это не набор болезней или их отсутствие. Это такое состоиние организма, которое позволило бы ему относительно долго функционировать в оптимальном режиме. Научные изыскания в этом вопросе привели меня к созданию "Паспорта здоровья". Он позволяет объективно оценить состояние физиологических систем организма с учетом возрастных особенностей.

Паспорт уровня здоровья позволяет перевести аморфный показатель "состояние здоровья" в более конкретный - "уровень здоровья". Уровень здоровья рассчитывается в баллах. Баллы вычисляются как среднее значение результатов оценки состояния функциональных систем (соотношение морфологических и функциональных проб). При этом полученные данные соотносятся со средними величинами развития, спецефичными для данного региона и национальных особенностей. У детей с высоким уровнем здоровья отмечается оптимальный уровень функционирования жизнеобеспечивающих состем организма, их максимальные резервы при длительной социальной дееспособности. Эта система полезна тем, что даёт информацию о здоровье человека в целом и позволяет выявить нарушения, которые часто невозможно обнаружить при стандартном наблюдении за физическим состоянием. кроме того, работа с паспортом здоровья школьников представляет самообразовательный процесс, в ходе которого каждый ученик учится луше понимать свой организм и его физиологические компоненты.

Из чего же складывается здоровье? (От каких факторов зависит?) Западные специалисты ввели в обиход формулу, в которой указывалось, что состояние здоровья населения зависит на 20-40 % от состояния окружающей среды, на 15-20 % от генетических факторов, на 25-50 % от образа жизни и на 10 % - от деятельности служб здравоохранения. В России несколько иной вклад различных факторов в состояние здоровья населения. По данным Гичева Ю. П.  вклад экологической компоненты в ухудшение здоровья и развитие основных патологий в России может составлять 40-60% и выше (в зависимости от региона). Огромное влияние на состояние здоровья оказывают также школьные перегрузки, взаимоотношения в семье.

Так что же влияет на состояние здоровья калужских школьников? Есть ли различия в реакции на оказывающие на здоровье факторы между мальчиками и девочками? В ходе проведённого мной анализа волос подростков, установлено, что в волосах  присутствуют все тяжелые металлы, характерные для почв города и городской атмосферы. Установлено, что в волосах мальчиков никеля, цинка, марганца, ртути и мышьяка содержится больше, чем в волосах девочек (половой диморфизм). С возрастом у мальчиков в большей степени, чем у девочек, наблюдается увеличение концентрации тяжелых металлов в волосах. Обратите внимание, что содержание тяжелых металлов в волосах калужских подростков выше, чем у их сверстников из других регионов (по литературным данным). Например, меди содержится примерно в 2 раза больше, марганца – в 4-6 раз. И как следствие, у подростков с повышенным содержанием тяжелых металлов в волосах наблюдается дисгармоничное развитие.

Значительную роль в формировании соматических особенностей организма детей и подростков на всем  протяжении роста играют социально-экономические и демографические факторы, такие, как образование родителей, их профессия, семейный доход, жилищные условия, число детей в семье и др.

Для жителей практически всех стран мира выявлена следующая закономерность: дети из более обеспеченных семей более физически развиты, чем дети из малообеспеченных семей

Отмечается половой диморфизм в реакции организма ребёнка на влияние социально-экономических факторов. При этом девочки оказываются чувствительными к влиянию образовательного уровня родителей, а мальчики – к количеству детей в семье.

Большие размеры тела и более ранние сроки полового созревания чаще всего наблюдаются у девочек из семей родителей со средним специальным образованием; в этих случаях и показатели жироотложения у них самые высокие. Тогда как меньшие размеры тела и более поздний возраст менархе отмечен у девочек из семей родителей без образования и профессиональных навыков.

В семьях, проживающих в благоприятных жилищных условиях больше процент детей с ускоренным уровнем физического развития и меньше процент детей с замедленным физическим развитием. Выявлена  связь между низким уровнем физического развития школьников и неудовлетворительными условиями проживания. В семьях, где на одного члена семьи приходится менее 6 м2 жилой площади, наблюдаются явные отклонения в физическом развитии.

Длина тела ребёнка больше в семьях с более высоким культурным уровнем, где работает один отец, меньше членов семьи и лучше жилищные условия.

Существенный вклад в физическое развитие детей и подростков вносит их образ жизни. Такие его составляющие, как питание, курение, употребление алкоголя, двигательная активность и др. Ярыгина М. В.  считает, что основной субъективный фактор общественного здоровья – образ жизни семьи – является ведущим и составляет 50-55 % всех обусловливающих факторов, и непосредственно влияет на здоровье семьи.

Низкий уровень физического развития имеет выраженную связь с неудовлетворительным питанием. Я думаю, мы все согласимся с существующим  мнением, что улучшение питания способствует акселерации, ухудшение – вызывает отставание в развитии. Питание не только должно быть достаточно калорийным, оно должно содержать все необходимые вещества и элементы, быть сбалансированным. Сейчас в мире наблюдается следующие тенденции в потреблении продуктов питания. Наряду со стремлением к физиологически оправданному потреблению, обеспечивающему организм необходимым количеством и качеством питания без излишеств, что соответствует требованиям здорового образа жизни, существует стремление производителя сбыть населению товары продовольственной группы, организовать услуги, связанные с питанием, сделать продовольствие обыкновенным товаром и стимулировать его повышенное потребление. Это так называемая коммерческая тенденция. Я думаю, что развитие инфраструктуры объектов быстрого питания вряд ли принесёт подрастающему поколению здоровья.

Наблюдается половой диморфизм в развитии подростков из неполных семей. Девочки, воспитывающиеся папами крупнее своих сверстниц из полных семей, тогда как мальчики, воспитывающиеся мамами отстают в физическом развитии от сверстников.

Итак, вспомните, какими были мы в возрасте 10-13 лет и посмотрите на наших детей. Они выше, активнее, физически более развиты, чем мы были в их возрасте. Они уже мыслят по-взрослому, во многом превосходят нас. Что удивительно, это является следствием повышенного содержания загрязняющих веществ в окружающей среде. В ходе своих исследований я получила казалось бы необычные результаты. Я пришла к выводам о том, что превышение уровня загрязнения на 1-2 ПДК вызывают акселерацию развития подростков. А вот превышение ПДК более чем в 3 раза приводит к явным нарушениям гармоничности развития, появлению экологически обусловленных заболеваний. Исследования показывают, что постоянное проживание в условиях экологического неблагополучия оказывает на физическое развитие детей сложное и неоднозначное влияние, выражающееся в ускоренном росте длины тела, превосходстве массы тела и в отставании уровня жизненной ёмкости легких.

Двигательная активность школьников является естественным фактором стимуляции роста и развития. Занятия спортом в условиях повышенной загрязненности атмосферного воздуха выбросами промышленного производства приводят к высокой заболеваемости детей и подростков острыми респираторными инфекциями по сравнению со сверстницами-спортсменками относительно чистых районов, особенно на первом году тренировочного процесса. Очень большое значение имеет проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников. Лишь оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на развитие детей. Причём, неблагоприятное воздействие на организм ребёнка могут оказывать как гиподинамия, так и очень высокий объём и интенсивность спортивных нагрузок, а также занятия спортом в условиях повышенной загрязненности атмосферного воздуха.

Огромный вклад в ухудшение здоровья детей и подростков вносит повышенная нагрузка в школе. Лишь около 20 % детей выходят из стен школы с гармоничным физическим развитием. Однако вклад школьных перегрузок в изменение состояния здоровья школьников оценить очень трудно так как невозможно найти достаточно большой группы подростков не обучающихся в школе для изучения изменений, происходящих с их организмом  с течением времени.

Наблюдая за своими учениками, я пришла к убеждению, что на здоровье оказывает огромное влияние их душевное состояние. Неблагоприятная ситуация в семье, классе, может привести к резкому ухудшению состояния здоровья.

Итак, я выяснила, что на здоровье наших детей влияют такие факторы, как загрязнение окружающей среды,  снижение или чрезмерное повышение двигательной активности, неправильное питание, неблагоприятные социально-экономические условия проживания.

 

Так, что же я хочу и могу сделать для сохранения здоровья своих детей и здоровья своих учеников?

1. Я не хочу их укутывать, оберегая от ветра и неприятностей. Я хочу, чтобы они оставались стойкими и в непогоду и под ударами судьбы.

2. Я хочу, чтобы у них была сильная воля и сильный дух, чтобы они любили себя и с радостью воспринимали окружающий мир.

3. Я хочу, чтобы их физическое здоровье было достаточным для того, чтобы вести полноценный образ жизни.

 

Что я могу сделать? (делаю)

- Чтобы дети обладали необходимым уровнем развития иммунной системы, - комплекс закаливающих процедур, походы на байдарках.

- Чтобы были сильными и гармонично развитыми – соответствующий возрасту и полу уровень двигательной активности.

- Чтобы их душевное состояние соответствовало желаемому физическому – положительный настрой, любовь, спокойствие и уверенность в себе, в завтрашнем дне.

- Экологическая грамотность – залог процветания человечества.

- Собственный пример – радость от общения, семейные ценности, любовь к месту, в котором живёшь, уважение к людям.

 

Это то, что делаю я. А что можете сделать вы? Это зависит от каждого. В главе 9 Ветхого завета сказано про зверей и птиц: «В ваши руки отданы они». А в наши  с вами руки отданы наши дети. Вдумайтесь в эту фразу. А теперь задайте себе вопрос: Чем я готов пожертвовать ради здоровья своих детей?

Большинство из вас сказали сейчас про себя: «Всё».

А теперь представьте себе, что всё отдавать не надо. Надо лишь

1. Любить их, чаще проводить с ними время, интересоваться их проблемами.

2. Создать для них дома комфортную обстановку (Комфортную не в плане достатка, жилплощади, или фирменной одежды,  а просто доброжелательное отношение, демонстрация внимания, любви и понимания).

3. Способствовать сохранению их здоровья - правильное питание, соответствующий возрасту уровень двигательной активности.

4. Способствовать тому, чтобы дети наши жили в гармоничном обществе, Но при этом но поучать других как правильно вести себя, а самому вести себя подобающим образом – не унижать других, ценить помощь окружающих, интересоваться их проблемами.

5. Ощущать себя частью окружающей среды.

 

Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.

И. Тургенев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz