Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Учитель года

 

 

В ходе конкурса пройдено несколько этапов:

Открытый урок на тему Адаптация

Психологическая ситуация

Методичекий семинар

"Разговор с классиком" - обсуждение цитаты

Мастер - клас

На данной странице представляю мастер-класс урока областного этапа конкурса

 

Мастер класс

При изучении курса экологии я часто использую технологию педагогических мастерских, которая является одним из вариантов деятельностного подхода в обучении.

Современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют школьники.

Важнейшая задача экологии – создать такие условия обучения, при которых учащиеся смогут прийти к мысли, что выход из экологического тупика существует. Чтобы познать его, надо познать законы строения, функционирования и развития экосистемы. И познаются законы через «проживание» в педагогических мастерских, где на уроке моделируются различные ситуации, а учащиеся становятся активными участниками процесса познания.

Основной задачей проведения данных уроков является задача помочь учащимся осознать особую роль человека как этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания. Цель – в формировании мотивации экологически осознанной деятельности.

 

1 этап. Ознакомление с методикой.

 

Мастерская – это личностно - деятельностная рефлексивная форма обучения, в которой сочетается индивидуальная форма работы с групповой, где есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору. Это помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.

 

Проживание мастерской – путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

 

Мастерская обладает эффектом последействия (поиск информации, осмысление).

 

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности, так необходимой сегодня.

Правила и методические приёмы.

 

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает  к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы

5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

 

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

 

Работа со слушателями.

 Класс делится на три группы. На экране 3 слова – поворот, решение, суд. Задание группам – придумать сценки, отражающие смысл этих слов.

 

Вывод: Все эти события, происходящие в жизни, приводят к изменению жизненного пути. А все выбранные вами слова являются переводом греческого слова «кризис», после чего даётся понятие «кризис».

 

Экологический кризис (гр. krisis решение, поворот, исход, суд) - ситуация, возникающая в экологических системах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных бедствий или в результате воздействия антропогенных факторов; напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой, характеризующееся несоответствием между силой антропогенного воздействия на окружающую среду, с одной стороны, и ресурсно-экологическими возможностями биосферы – с другой. 

2 этап. Материал, предложенный для разработки участникам.

 

Тема. Экологический кризис. Что может сделать каждый.

 

Дано: 2 видеоклипа(1 – изображение распускающихся весной цветов, 2 – горящие нефтяные скважины, огромные свалки, машины в пробке и т. д.).

 

Задание: как можно подать материал, чтобы ответит на вопрос:

«Что должен изменить человек в своей жизни, каким должен быть человек, чтобы снизить негативное воздействие на природу?» (Что может предпринять человек, чтобы снизить негативное воздействие на природу?)

 

3 группы , 2 видеоклипа.

Задание учителям – участникам. Какое задание можно дать ученикам, используя предложенные материалы? Какую цель можно сформулировать? К каким результатам стремиться?

 

 Каждая группа получает задание просмотреть  и оценить их восприятие с точки зрения разных людей (по здоровью, социальному статусу, возрасту, принадлежности к государству разного уровня развития). После обсуждения представителю группы необходимо сказать, какие мысли и чувства будет испытывать при их просмотре

 

1 группа – человек, страдающий каким либо заболеванием (например, частые мигрени), ребёнок, президент, руководитель развивающегося государства.

 

2 группа – обиженный на мир человек, психически нестабильный, негативно воспринимающий окружающую действительность, человек средних лет, предприниматель, руководитель развитого государства.

 

3 группа – здоровый, открытый человек с позитивным восприятием окружающего мира, пенсионер, служащий, руководитель государства третьего мира.

 

 

 Вопрос. Что мы можем предпринять, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду?

 

Ответ: изменить своё отношение к окружающей действительности, убрать негатив, который есть у нас в душе, и тогда мы увидим красоту окружающего мира и научимся беречь его.

 

Вывод: только физически и психически здоровый, гармонично развитый  и счастливый человек может стереть «случайные черты» антропогенного экологического кризиса на планете.

 

Рефлексия: «Проживание» ситуации позволяет лучше понять материал, разобраться с предложенными проблемами и принять самостоятельное решение, что, возможно, позволит в будущей взрослой жизни размышлять и действовать таким же образом.

 

Преподавание экологии часто рождает отстранённое отношение ученика к глобальным проблемам Земли: «Лично я живу в конкретном месте и в конкретное время, и кризиса нет» или «Кризис есть, но я  с ним ничего не могу сделать». Эта проблема отчуждения снимается, если предполагается некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, активизируя), учащийся осознаёт свою собственную позицию, сталкивается с отношением сверстников, со взглядами ученых-экологов.

 

Главная задача данных уроков, дать понятие что каждый человек может внести посильный вклад в сохранение жизни на земле
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz