Клименко Елена Александровна

учитель биологии МОУ "Гимназия № 24" г. Калуги

Чрезвчайные ситуации социального характера

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

 

Утверждено на заседании кафедры

(протокол № __________ от ___________________ )

 

Зав. кафедрой. ________________________________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 

по курсу «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАОРАКТЕРА» на __3, 5___ курсе биолого-химического факультета

                                                                     

на ____1-2_____ семестр       ____2008-2009_____ уч. года.

 

Рабочую программу осуществляют:

 

Лекции ____Клименко  Елена Александровна, к. б. н

 

 

 

практические занятия ___ Клименко  Елена Александровна, к. б. н.

                                                                                    

Учебных недель в семестре ________________________

 

Учебных часов лекций _____38_____________________

семинарских ___________28_____________________

практических ______18_____________________

лабораторных ____________________________

консультаций ____________________________

зачет ________7____________ (1 семестр, 5 курс)

экзамен ______8______________ (2 семестр, 3 курс)

 

самостоятельная работа студентов __ 42_________ часа

 

 

 


 

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

1

2

3

4

5

1.

Среда человека и её элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификация компонентов среды человека.

ЛК

2

Экология человека

2.

Понятие кризис. Кризис социальный. Социальная катастрофа.

СМ

2

Социальная экология

3.

Становление общества в истории цивилизаций.

ЛК

2

Социальная экология, история

4.

Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

 

ПР

2

Социальная экология

5.

Чрезвычайные ситуации: определения, понятия, классификация. Нормативно – правовые основы определения чрезвычайных ситуаций.

 

ЛК

2

ЧСТХ, ЧСПХ

6.

Поведение человека в естественной и социальной среде. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Характеристика социальных и экологических потребностей человека.

СМ

2

Психология, экология человека

7.

Чрезвычайные ситуации социального характера. Общая характеристика. Набор возможных ЧССХ, классификации.

ЛК

2

 

8.

Чрезвычайные ситуации: определения, понятия, классификация. Нормативно – правовые основы определения чрезвычайных ситуаций.

ПР

2

ЧСТХ, ЧСПХ

9.

Социальная катастрофа. Понятие, классификация.

ЛК

2

Социальная экология

10.

Социальный конфликт. Влияние конфликта на социальные структуры. Экстремальная ситуация. Типологизация конфликтов.

СМ

2

Психология

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

11.

Воины как источник ЧССХ. Поколения войн за время существования цивилизованного человечества. Последствия войн

ЛК

2

История

12.

Значение войн в истории человечества. Влияние войн на жизнь общества. Демографические процессы предвоенного, военного и послевоенного времени. Медико-санитарная характеристика войн. Социально-экономические последствия военных действий.

ПР

2

Социальная экология, гигиена и санитария, социология

13.

Современные войны, войны будущего. Экологические последствия деятельности военно-промышленного комплекса и вооруженных сил в мирное время.

ЛК

2

История, социология, политология

14.

Сетевые войны. Цель и методы сетевого подхода. Основные принципы сетецентричных операций. Сетевые войны, Россия и проблема 2008 года на Северном Кавказе.

СМ

2

История, социология, политология

15.

Терроризм как ЧС социального характера.

ЛК

2

Политология

16.

ФЗ о борьбе с терроризмом. Опасность терроризма. Особенности современного международного терроризма. Координация борьбы с терроризмом в РФ (государственные ведомства и координирующие органы (комиссии)).

ПР

2

 

17.

Духовно-психическая безопасность личности. Деструктивные религиозные организации.

Причины появления и значение религии. Религии разных эпох. Роль религии в жизни людей в различные исторические эпохи. Мировые религии.

ЛК

2

История религий, православная культура

18.

Деструктивные религиозные организации. Понятие деструктивный культ, деструктивные религиозные организации. Последствия участия в деструктивных религиозных культах.

СМ

2

Православная культура, психология

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

19.

Общие черты ДРО. Цели зарубежных организаций в их активной поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций. Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия

ЛК

2

Православная культура

20.

Правила поведения при склонении к вступленю в секту и при попадании члена семьи в секту.

ПР

2

Психология

21.

Продовольственная проблема как ЧС социального характера. Социальные аспекты массового голода. Последствия голода. Продовольственная проблема в прошлом. Современная ситуация с продовольствием в мире.

ЛК

2

Социальная экология

22.

Миграции как ЧС социального характера. Определение миграции. Виды миграций. История миграций. Миграции на территории России.

 

ЛК

2

Социальная экология

23.

Мигранты и их проблемы. Адаптация к новым условиям жизни. Взаимодействие с местным населением. Миграции и изменение генофонда населения. Миграции и инфекционные болезни. Памятка вынужденному мигранту. Памятка трудовому мигранту.

СМ

2

Социальная экология

24.

Инфекционные болезни как ЧС социального характера.

 

ЛК

2

Основы медицинских знаний, социальная экология

25.

Основные пути распространения инфекционных болезней.

ПР

2

Основы медицинских знаний

26.

Последствия экстремальных факторов. Динамика состояния пострадавших. Психологические состояния, определяющие особенности поведения личности в опасной ситуации.

ЛК

2

Психология

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

27.

Психологическая безопасность. Макросоциальная среда. Факторы макросоциальной среды.

ЛК

2

Психология

28.

Толпа. Слухи. Паника. Толпа. Основные виды толпы. Циркулярная реакция. Стратегия профилактики слухов. В случае возникновения слухов. Виды паники

СМ

2

Психология конфликта

29.

Психологическая безопасность. Микросоциальная среда. Факторы микросоциальной среды.

СМ

2

Социальная экология

30.

Семья и семейное воспитание. Гармоничная семья. Воспитание. Формирование личности. Негармоничная семья. Виды негармоничной семьи. Виды неправильного воспитания. Причины неправильного воспитания.

СМ

2

Социальная экология

31.

Информационное воздействие на человека. Компьютерные игры. Влияние на физическое и психическое здоровье. Агрессивная информационная среда как угроза для безопасности.

ЛК

2

 

32.

Игромания. Клинические симптомы игромании. Защита прав подростков

ПЗ

2

Психология

33.

Употребление психоактивных веществ как ЧС социального характера. Признаки потребления наркотиков и токсических веществ. Характерные признаки наркотических в-в. Сущность наркомании.

СМ

2

Социальная экология, основы медицинских знаний

34.

Борьба с распространением наркомании. Как формируется наркотическое влечение. Профилактика употребления психоактивных веществ.

СМ

2

Социальная экология, основы медицинских знаний

35.

Алкоголизм как ЧС социального характера

 

ЛК

2

Социальная экология

36.

Профилактика пьянства. Ступени профилактики.

ПЗ

2

Гигиена

37.

Курение.

Воздействие никотина на организм. Изменение личности курильщиков. Психология курения.

СМ

 

Социальная экология, основы медицинских знаний

п/п

 

 

Тема и содержание

Форма изучения материала

Количество часов

Межпредметные связи

38.

Борьба с курением. Основные направления борьбы с курением в России и за рубежом.

ПЗ

2

Социальная экология, основы медицинских знаний

39.

Безопасность свободы и права человека. Основные права (Карта основных прав ЕС).

ЛК

2

Политология, юриспруденция

40.

Преступность как ЧС социального характера.

ЛК

2

Юриспруденция

41

Нравственное состояние общества и преступность. Условия, способствующие совершению преступлений. Личность преступника. Классификация и типология преступников. Механизм преступного поведения. Жертвы и социальные последствия преступлений.

СМ

2

 

42

Личная безопасность. Поведение при задержании и выживание в тюрьме. Бандитизм и хулиганство. Безопасность женщин. Безопасность жилица. Защита от мошенников. Похищение. Выживание в природе. Нормы поведения.

 

СМ

2

 

 


 

Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

6

7

8

9

10

 

1, 2

Понятие кризис, катастрофа. Глобальные социальные кризисы в истории человечества.

2

Рефераты

 

1

Этапы становления взаимоотношений природы и общества, место и роль личности в становлении общественных отношений: исторический аспект.

 

2

Доклады

 

6

Компоненты среды по Маркович. Классификация компонентов среды человека.

2

Опрос

 

3

Глобальные проблемы человечества. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.

 

2

Опрос

 

2

Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей, их характеристика.

 

2

Доклады

 

3, 4

Нормативно-правовые основы государственного регулирования в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

2

Опрос

 

1,2

Различные виды классификаций ЧССХ

2

Рефераты

 

3

Методы разрешения конфликтов

 

2

Доклады

 

2

Переговорный процесс в террористической деятельности

2

Рефераты

 

5,6

Войны будущего.

2

Доклады

 

1,2

Общая характеристика различных видов оружия и последствий его применения.

2

Опрос

 

 

Эпицентры террористической деятельности. Основные принципы борьбы с терроризмом.

2

Доклады


Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

 

 

Политика в отношении террористической деятельности в США, Израиле, Франции, России

 

2

Опрос

 

3

Мировые религии

 

2

Доклады

 

 

Деструктивные религиозные организации. Последствия  для адептов (на примере одной из организаций)

 

2

Доклады

Мультимедиа-презентация

 

3,6

Терроризм. Война в Чечне.

2

Опрос

Таблицы,

6

 Правила поведения в толпе

 

 

2

Доклады

Мультимедиа-презентация

 

3

Правильное и неправильное воспитание

2

Опрос

 

4

Последствия алкоголизма и курения

 

 

2

Доклады

 

6

Личность преступника

 

2

Доклады

 

 

Последствия чрезвычайных ситуаций. Особенности комбинированного поражения организма при ЧС. Психологическая помощь населению, проживающему на территориях ЧС.

2

Доклады

 

 

 

Наглядные пособия, технические средства

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)

Задание по самостоятельной работе студентов

Количество часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов

6

7

8

9

10

 

1. Михайов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. Учебник для вузов / Под. ред. Л. А. Михайлова – СПб.: Питер, 2008. – 235 с.:ил.

 

5. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студентов высш. пед учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 280 с.

 

 

 

 

2. Марьин М. И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. И. Марьин, Ю. Г. Касперович. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.

 

6. Прохоров Б. Б. Социальная экология: Учедник для студ. вузов /Б. Б. Прохоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416 с.

 

 

 

3. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

 

7. Терроризм. Это должен знать каждый / Под ред А. А. Кокорева – М.: Издательство «Изографус», 2002 -  53 с.

 

 

 

 

4. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

 

8. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

 

 

 

 

 


  1. Рабочая программа разрабатывается на основе типовой методики учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ с учетом «Методических указаний к составлению рабочих программ и технологических карт, одобренных коллегией Министерства образования РФ».
  2. Рабочая программа является единой для всех преподавателей, ведущих данную дисциплину.
  3. Объем учебного материала, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения, не должен превышать 10-15% действующей программы. Время, планируемое на самостоятельную работу, не должно превышать 80% от числа часов аудиторных занятий.
  4. В графе «Форма занятий» для обозначения различных видов учебной работы рекомендуется следующая система шифров: лекция – ЛК, практические занятия – ПР, семинар –СМ, лабораторные занятия – ЛБ, контрольная работа –КР, коллоквиум – КЛ.
  5. В графе «Наглядные пособия, технические средства» для удобства заполнения проставляется шифр наглядного пособия и его номеров по кафедральному каталогу. Рекомендуемая система шифров: кинофильм – КФ, диафильм – ДФ, магнитофон – МФ, диапозитив – ДП, грамзапись – ГЗ, таблица – Т, лекционный эксперимент – ЛЭ.
  6. В графе «Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам» указывается номер книги по списку, приложенному к рабочей программе, а также параграф или номер страницы.
  7. В графе «Межпредметные связи» указывается учебная дисциплина (тема, раздел), на которую опирается или с которой связана изучаемая тема.

 


 

 


 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz