Чрезвчайные ситуации социального характера
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского
Утверждено на заседании кафедры
(протокол № __________ от ___________________ )
Зав. кафедрой. ________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАОРАКТЕРА» на __3, 5___ курсе биолого-химического факультета
на ____1-2_____ семестр ____2008-2009_____ уч. года.
Рабочую программу осуществляют:
Лекции ____Клименко Елена Александровна, к. б. н
практические занятия ___ Клименко Елена Александровна, к. б. н.
|
Учебных недель в семестре ________________________
Учебных часов лекций _____38_____________________
семинарских ___________28_____________________
практических ______18_____________________
лабораторных ____________________________
консультаций ____________________________
зачет ________7____________ (1 семестр, 5 курс)
экзамен ______8______________ (2 семестр, 3 курс)
самостоятельная работа студентов __ 42_________ часа
|
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Среда человека и её элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификация компонентов среды человека. |
ЛК |
2 |
Экология человека |
2. |
Понятие кризис. Кризис социальный. Социальная катастрофа. |
СМ |
2 |
Социальная экология |
3. |
Становление общества в истории цивилизаций. |
ЛК |
2 |
Социальная экология, история |
4. |
Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
|
ПР |
2 |
Социальная экология |
5. |
Чрезвычайные ситуации: определения, понятия, классификация. Нормативно – правовые основы определения чрезвычайных ситуаций.
|
ЛК |
2 |
ЧСТХ, ЧСПХ |
6. |
Поведение человека в естественной и социальной среде. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Характеристика социальных и экологических потребностей человека. |
СМ |
2 |
Психология, экология человека |
7. |
Чрезвычайные ситуации социального характера. Общая характеристика. Набор возможных ЧССХ, классификации. |
ЛК |
2 |
|
8. |
Чрезвычайные ситуации: определения, понятия, классификация. Нормативно – правовые основы определения чрезвычайных ситуаций. |
ПР |
2 |
ЧСТХ, ЧСПХ |
9. |
Социальная катастрофа. Понятие, классификация. |
ЛК |
2 |
Социальная экология |
10. |
Социальный конфликт. Влияние конфликта на социальные структуры. Экстремальная ситуация. Типологизация конфликтов. |
СМ |
2 |
Психология |
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
11. |
Воины как источник ЧССХ. Поколения войн за время существования цивилизованного человечества. Последствия войн |
ЛК |
2 |
История |
12. |
Значение войн в истории человечества. Влияние войн на жизнь общества. Демографические процессы предвоенного, военного и послевоенного времени. Медико-санитарная характеристика войн. Социально-экономические последствия военных действий. |
ПР |
2 |
Социальная экология, гигиена и санитария, социология |
13. |
Современные войны, войны будущего. Экологические последствия деятельности военно-промышленного комплекса и вооруженных сил в мирное время. |
ЛК |
2 |
История, социология, политология |
14. |
Сетевые войны. Цель и методы сетевого подхода. Основные принципы сетецентричных операций. Сетевые войны, Россия и проблема 2008 года на Северном Кавказе. |
СМ |
2 |
История, социология, политология |
15. |
Терроризм как ЧС социального характера. |
ЛК |
2 |
Политология |
16. |
ФЗ о борьбе с терроризмом. Опасность терроризма. Особенности современного международного терроризма. Координация борьбы с терроризмом в РФ (государственные ведомства и координирующие органы (комиссии)). |
ПР |
2 |
|
17. |
Духовно-психическая безопасность личности. Деструктивные религиозные организации.
Причины появления и значение религии. Религии разных эпох. Роль религии в жизни людей в различные исторические эпохи. Мировые религии. |
ЛК |
2 |
История религий, православная культура |
18. |
Деструктивные религиозные организации. Понятие деструктивный культ, деструктивные религиозные организации. Последствия участия в деструктивных религиозных культах. |
СМ |
2 |
Православная культура, психология |
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
19. |
Общие черты ДРО. Цели зарубежных организаций в их активной поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций. Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия |
ЛК |
2 |
Православная культура |
20. |
Правила поведения при склонении к вступленю в секту и при попадании члена семьи в секту. |
ПР |
2 |
Психология |
21. |
Продовольственная проблема как ЧС социального характера. Социальные аспекты массового голода. Последствия голода. Продовольственная проблема в прошлом. Современная ситуация с продовольствием в мире. |
ЛК |
2 |
Социальная экология |
22. |
Миграции как ЧС социального характера. Определение миграции. Виды миграций. История миграций. Миграции на территории России.
|
ЛК |
2 |
Социальная экология |
23. |
Мигранты и их проблемы. Адаптация к новым условиям жизни. Взаимодействие с местным населением. Миграции и изменение генофонда населения. Миграции и инфекционные болезни. Памятка вынужденному мигранту. Памятка трудовому мигранту. |
СМ |
2 |
Социальная экология |
24. |
Инфекционные болезни как ЧС социального характера.
|
ЛК |
2 |
Основы медицинских знаний, социальная экология |
25. |
Основные пути распространения инфекционных болезней. |
ПР |
2 |
Основы медицинских знаний |
26. |
Последствия экстремальных факторов. Динамика состояния пострадавших. Психологические состояния, определяющие особенности поведения личности в опасной ситуации. |
ЛК |
2 |
Психология |
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
27. |
Психологическая безопасность. Макросоциальная среда. Факторы макросоциальной среды. |
ЛК |
2 |
Психология |
28. |
Толпа. Слухи. Паника. Толпа. Основные виды толпы. Циркулярная реакция. Стратегия профилактики слухов. В случае возникновения слухов. Виды паники |
СМ |
2 |
Психология конфликта |
29. |
Психологическая безопасность. Микросоциальная среда. Факторы микросоциальной среды. |
СМ |
2 |
Социальная экология |
30. |
Семья и семейное воспитание. Гармоничная семья. Воспитание. Формирование личности. Негармоничная семья. Виды негармоничной семьи. Виды неправильного воспитания. Причины неправильного воспитания. |
СМ |
2 |
Социальная экология |
31. |
Информационное воздействие на человека. Компьютерные игры. Влияние на физическое и психическое здоровье. Агрессивная информационная среда как угроза для безопасности. |
ЛК |
2 |
|
32. |
Игромания. Клинические симптомы игромании. Защита прав подростков |
ПЗ |
2 |
Психология |
33. |
Употребление психоактивных веществ как ЧС социального характера. Признаки потребления наркотиков и токсических веществ. Характерные признаки наркотических в-в. Сущность наркомании. |
СМ |
2 |
Социальная экология, основы медицинских знаний |
34. |
Борьба с распространением наркомании. Как формируется наркотическое влечение. Профилактика употребления психоактивных веществ. |
СМ |
2 |
Социальная экология, основы медицинских знаний |
35. |
Алкоголизм как ЧС социального характера
|
ЛК |
2 |
Социальная экология |
36. |
Профилактика пьянства. Ступени профилактики. |
ПЗ |
2 |
Гигиена |
37. |
Курение.
Воздействие никотина на организм. Изменение личности курильщиков. Психология курения. |
СМ |
|
Социальная экология, основы медицинских знаний |
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
38. |
Борьба с курением. Основные направления борьбы с курением в России и за рубежом. |
ПЗ |
2 |
Социальная экология, основы медицинских знаний |
39. |
Безопасность свободы и права человека. Основные права (Карта основных прав ЕС). |
ЛК |
2 |
Политология, юриспруденция |
40. |
Преступность как ЧС социального характера. |
ЛК |
2 |
Юриспруденция |
41 |
Нравственное состояние общества и преступность. Условия, способствующие совершению преступлений. Личность преступника. Классификация и типология преступников. Механизм преступного поведения. Жертвы и социальные последствия преступлений. |
СМ |
2 |
|
42 |
Личная безопасность. Поведение при задержании и выживание в тюрьме. Бандитизм и хулиганство. Безопасность женщин. Безопасность жилица. Защита от мошенников. Похищение. Выживание в природе. Нормы поведения.
|
СМ |
2 |
|
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1, 2 |
Понятие кризис, катастрофа. Глобальные социальные кризисы в истории человечества. |
2 |
Рефераты |
|
1 |
Этапы становления взаимоотношений природы и общества, место и роль личности в становлении общественных отношений: исторический аспект.
|
2 |
Доклады |
|
6 |
Компоненты среды по Маркович. Классификация компонентов среды человека. |
2 |
Опрос |
|
3 |
Глобальные проблемы человечества. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.
|
2 |
Опрос |
|
2 |
Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей, их характеристика.
|
2 |
Доклады |
|
3, 4 |
Нормативно-правовые основы государственного регулирования в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях. |
2 |
Опрос |
|
1,2 |
Различные виды классификаций ЧССХ |
2 |
Рефераты |
|
3 |
Методы разрешения конфликтов
|
2 |
Доклады |
|
2 |
Переговорный процесс в террористической деятельности |
2 |
Рефераты |
|
5,6 |
Войны будущего. |
2 |
Доклады |
|
1,2 |
Общая характеристика различных видов оружия и последствий его применения. |
2 |
Опрос |
|
|
Эпицентры террористической деятельности. Основные принципы борьбы с терроризмом. |
2 |
Доклады |
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
|
|
Политика в отношении террористической деятельности в США, Израиле, Франции, России
|
2 |
Опрос |
|
3 |
Мировые религии
|
2 |
Доклады |
|
|
Деструктивные религиозные организации. Последствия для адептов (на примере одной из организаций)
|
2 |
Доклады |
Мультимедиа-презентация
|
3,6 |
Терроризм. Война в Чечне. |
2 |
Опрос |
Таблицы, |
6 |
Правила поведения в толпе
|
2 |
Доклады |
Мультимедиа-презентация
|
3 |
Правильное и неправильное воспитание |
2 |
Опрос |
|
4 |
Последствия алкоголизма и курения
|
2 |
Доклады |
|
6 |
Личность преступника
|
2 |
Доклады |
|
|
Последствия чрезвычайных ситуаций. Особенности комбинированного поражения организма при ЧС. Психологическая помощь населению, проживающему на территориях ЧС. |
2 |
Доклады |
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Михайов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. Учебник для вузов / Под. ред. Л. А. Михайлова – СПб.: Питер, 2008. – 235 с.:ил.
|
5. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студентов высш. пед учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 280 с.
|
|
|
|
2. Марьин М. И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. И. Марьин, Ю. Г. Касперович. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
|
6. Прохоров Б. Б. Социальная экология: Учедник для студ. вузов /Б. Б. Прохоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416 с. |
|
|
|
3. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
|
7. Терроризм. Это должен знать каждый / Под ред А. А. Кокорева – М.: Издательство «Изографус», 2002 - 53 с.
|
|
|
|
4. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
|
8. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
|
|
|
- Рабочая программа разрабатывается на основе типовой методики учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ с учетом «Методических указаний к составлению рабочих программ и технологических карт, одобренных коллегией Министерства образования РФ».
- Рабочая программа является единой для всех преподавателей, ведущих данную дисциплину.
- Объем учебного материала, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения, не должен превышать 10-15% действующей программы. Время, планируемое на самостоятельную работу, не должно превышать 80% от числа часов аудиторных занятий.
- В графе «Форма занятий» для обозначения различных видов учебной работы рекомендуется следующая система шифров: лекция – ЛК, практические занятия – ПР, семинар –СМ, лабораторные занятия – ЛБ, контрольная работа –КР, коллоквиум – КЛ.
- В графе «Наглядные пособия, технические средства» для удобства заполнения проставляется шифр наглядного пособия и его номеров по кафедральному каталогу. Рекомендуемая система шифров: кинофильм – КФ, диафильм – ДФ, магнитофон – МФ, диапозитив – ДП, грамзапись – ГЗ, таблица – Т, лекционный эксперимент – ЛЭ.
- В графе «Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам» указывается номер книги по списку, приложенному к рабочей программе, а также параграф или номер страницы.
- В графе «Межпредметные связи» указывается учебная дисциплина (тема, раздел), на которую опирается или с которой связана изучаемая тема.
|