Охрана воздушного и водного басейна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского
Утверждено на заседании кафедры
(протокол № __________ от ___________________ )
Зав. кафедрой. ________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ОХРАНА ВОЗДУШНОГО И ВОДНОГО БАССЕЙНА» на __5___ курсе биолого-химического факультета
на ____1_____ семестр ____2008-2009_____ уч. года.
Рабочую программу осуществляют:
Лекции ____Клименко Елена Александровна, к. б. н
практические занятия ___ Клименко Елена Александровна, к. б. н.
|
Учебных недель в семестре ________________________
Учебных часов лекций _____36_____________________
семинарских ___________18_____________________
практических ______18_____________________
лабораторных ____________________________
консультаций ____________________________
зачет ________6____________ (1 семестр)
экзамен ____________________ (семестр)
самостоятельная работа студентов ___________ час
|
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества. |
ЛК |
2 |
Экология человека |
2. |
Понятие кризис. Кризис экологический. Экологическая катастрофа. |
СМ |
2 |
Социальная экология |
3. |
Краткий очерк истории охраны природы.
Начальные этапы развития охраны природы. |
ЛК |
2 |
Социальная экология |
4. |
История охраны природы в нашей стране. Современный этап охраны природы. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая 2005г.).
|
ПР |
2 |
Правовые основы природопользования |
5. |
Характеристика атмосферного воздуха, поверхностных, подземных вод и вод Мирового океана как природных ресурсов. |
ЛК |
2 |
Учение об атмосфере |
6. |
Аспекты охраны природы. Принципы и правила охраны природы.
|
СМ |
2 |
|
7. |
Физико-химические процессы в атмосфере. Состав незагрязненного воздуха. |
ЛК |
2 |
Учение об атмосфере |
8. |
Микрокомпонентные примеси в атмосфере. Геохимические источники. Биологические источники. Антропогенные источники. Способы определения. |
ПР |
2 |
Учение об атмосфере |
9. |
Естественное и искусственное загрязнение атмосферы.
Состояние атмосферы крупных городов и промышленных центров. |
ЛК |
2 |
Учение об атмосфере |
10. |
Радиоактивное загрязнение. Озоновый слой. «Парниковый эффект». Кислотные осадки. |
СМ |
2 |
|
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
11. |
Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы.
|
ЛК |
2 |
|
12. |
Влияние загрязнений и изменения газового баланса атмосферы на климат. Оценка негативного влияния загрязнения атмосферы.
|
ПР |
2 |
Техногенные системы и экологический риск |
13. |
Техногенно изменённая воздушная среда городов – этиологический фактор развития заболеваний.
Воздействие атмосферных загрязнений на человека. Острое действие атмосферных загрязнений. Хроническое действие атмосферных загрязнений. |
ЛК |
2 |
Экология человека |
14. |
Медико-экологическая реабилитация. Принципы организации и методы проведения.
|
СМ |
2 |
Экология человека |
15. |
Факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий. Характер влияния на человека.
|
ЛК |
2 |
Экология человека |
16. |
Определение уровня физического развития и уровня здоровья граждан, проживающих в зданиях с различным уровнем химического и биологического загрязнения воздушной среды. Ионизация воздушной среды помещений.
|
ПР |
2 |
|
17. |
Мониторинг окружающей среды. Виды мониторинга. Критерии оценки качества окружающей среды. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.
|
ЛК |
2 |
Правовые основы природопользования |
18. |
Методы охраны атмосферы от химических загрязнений. Методы контроля состояния воздуха и газовых потоков.
|
СМ |
2 |
|
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
19. |
Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. Направления охраны государством атмосферного воздуха. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.
|
ЛК |
2 |
|
20. |
Права граждан, юридических лиц, общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.
|
ПР |
2 |
|
21. |
«Воздушный Кодекс Российской Федерации» от 19. 03. 1997г. № 60-ФЗ. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ.
|
ЛК |
2 |
|
22. |
Региональное законодательство. Региональное законодательство в области охраны атмосферы.
|
ПР |
2 |
|
23. |
Свойства воды. Распространение и состояние вод.
|
ЛК |
2 |
Учение о гидросфере |
24. |
Физико-химические процессы в гидросфере. Химия пресных поверхностных вод. Химия воды и режим выветривания. |
ПР |
2 |
Учение о гидросфере |
25. |
Мировые ресурсы воды. Водные ресурсы России.
|
СМ |
2 |
|
26. |
Проблема недостатка пресной воды.
|
ЛК |
2 |
|
27. |
Загрязнение океанов и морей. Загрязнение рек и озёр.
|
СМ |
2 |
|
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
28. |
Методы анализа природных вод. Методы контроля состава сточных вод. Методы очистки сточных вод. Питьевая вода. Контроль качества и охрана водных ресурсов.
|
ПР |
2 |
Техногенные системы и экологический риск |
29. |
Микробиологическое качество воды. Приоритетные химические загрязнения питьевой воды.
|
ЛК |
2 |
|
30. |
Правовые основы охраны водных ресурсов. «Водный Кодекс Российской Федерации» от 16. 11. 1995 № 167-ФЗ. Водный фонд РФ. Право собственности на водные объекты. Аренда водных объектов.
|
ЛК |
2 |
Правовые основы природопользования |
31. |
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима территорий и их водоохранных зон. Осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов. Подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Право водопользования и его виды.
|
СМ |
2 |
|
32. |
Региональное законодательство в области охраны водных ресурсов. Правовая охрана городских и пригородных водных объектов. Правовой режим водных объектов и занятых ими земель.
|
ЛК |
2 |
|
№
п/п
|
Тема и содержание |
Форма изучения материала |
Количество часов |
Межпредметные связи |
33. |
Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации и на территории Калужской области. |
СМ |
2 |
|
34. |
Основы законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан. |
СМ |
2 |
|
35. |
Природоохранная деятельность в зарубежных странах.
|
ЛК |
2 |
|
36. |
Международные экологические организации. Международное сотрудничество в области охраны воздушного и водного бассейна.
|
ЛК |
2 |
|
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11, 12 |
Понятие «экологический кризис». Глобальные экологические кризисы в истории человечества. |
2 |
Рефераты |
|
|
|
|
|
|
6 |
Вопросы терминологии в разделе «Охрана природы». |
1 |
Опрос |
|
3 |
Государственный мониторинг окружающей среды.
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. |
1 |
Опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11,12 |
Образование земной коры и атмосферы.
|
2 |
Рефераты |
|
13 |
Каковы особенности хронического специфического действия химических загрязнений атмосферного воздуха. |
2 |
Доклады |
|
2 |
Основные источники поступления в воздушную среду помещений веществ, способных вызвать расстройство здоровья. |
1 |
Опрос |
|
11,12 |
Классификация видов мониторинга. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.
Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. |
1 |
Опрос |
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
Таблицы, фотографии |
5,6 |
Влияние загрязнений и изменения газового баланса атмосферы на климат.
|
1 |
Опрос |
|
|
|
|
|
Таблицы |
3 |
Хроническое специфическое действие атмосферных загрязнений. Хроническое неспецифическое действие атмосферных загрязнений.
|
2 |
доклады |
|
|
|
|
|
Мультимедиа-презентация
|
13,16 |
«Синдром больных зданий». Ионизация воздушной среды помещений.
|
1 |
опрос |
Таблицы, ростомер, весы |
16 |
Методы определения уровня физического развития и уровня здоровья
|
1 |
доклады |
Мультимедиа-презентация
|
3 |
Критерии оценки качества окружающей среды.
|
1 |
опрос |
|
|
|
|
|
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
Мультимедиа-презентация
|
11,12 |
Правовые аспекты охраны озонового слоя.
|
2 |
опрос |
Мультимедиа-презентация
|
11 |
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства по охране атмосферного воздуха.
|
2 |
опрос |
АК РФ |
11 |
Наказание, предусмотренное АК РФ за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
|
1 |
сообщения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблицы |
15, 13 |
Проблема недостатка пресной воды. Загрязнение океанов и морей. Загрязнение рек и озёр.
|
2 |
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
Таблицы |
4 |
Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения вод.
|
2 |
опрос |
Мультимедиа-презентация
|
14, 15 |
Роль микробиологического качества питьевой воды в заболеваемости населения.
|
2 |
опрос |
Мультимедиа-презентация
|
11 |
Полномочия органов государственной власти РФ в области использования и охраны природных объектов.
|
2 |
доклады |
АК РФ, УК РФ |
11 |
Ответственность за нарушение водного законодательства.
|
2 |
опрос |
Мультимедиа-презентация
|
11 |
Проблемы межрегионального сотрудничества в области охраны водного бассейна. Водные объекты и рост площади мегаполисов.
|
2 |
опрос |
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
Мультимедиа-презентация
|
13 |
Какие условия должны учитываться при расчете необходимого количества сил и средств при разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Калужской области. |
2 |
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа-презентация
|
11 |
Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов. |
2 |
опрос |
Наглядные пособия, технические средства |
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) |
Задание по самостоятельной работе студентов |
Количество часов |
Форма контроля самостоятельной работы студентов |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. |
9. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1986. |
|
17. Ю. П. Гичев Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (печальный опыт России). – Новосибирск, СО РАМН, 2002. – 230 с |
|
2. Потапов А.Д. Экология. М.: Высшая школа, 2002. |
10. Биосфера. Мысли и наброски. Сборник научных работ В.И. Вернадского. М.: Ноосфера, 2001. |
|
|
|
3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия, 2004. |
11.Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях. – М.: Академия, 2005 |
|
18. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.: ил.
|
|
4. Нинбург Е.А. Введение в общую экологию. М.: КМК, 2005 |
12. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: ООО «Профобразование», 2003.- 656 с.
|
|
19. Экологическая экспертиза: Учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / В. К. Донченко, В. М. Питтулько, В. В. Растоскуев и др.; Под ред. В. М. Питулько. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
|
|
5. Губарева Л.И. и др. Экология человека. – М.: Владос, 2004. |
13. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учеб. Пособие для вузов, средних школ и колледжей. – 3-е изд., испр. и доп./ Ю. В. Новиков - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 736 с.
|
|
|
|
6. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: Владос, 2004 |
14. Гусаков Н. В. Химия окружающей среды. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192 с.
|
|
|
|
7. Губарева Л.И. и др. Экология человека. Практикум для вузов. М.: Владос, 2003. |
15. Гидрохимические показатели окружающей среды: справочные материалы / Под ред. Т. В. Гусевой. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 192 с. |
|
|
|
8. Большаков В.Н. и др. Практикум по региональной экологии. Екатеринбург: Сократ, 2003. |
16. Медицинская экология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А. А. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с |
|
|
- Рабочая программа разрабатывается на основе типовой методики учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ с учетом «Методических указаний к составлению рабочих программ и технологических карт, одобренных коллегией Министерства образования РФ».
- Рабочая программа является единой для всех преподавателей, ведущих данную дисциплину.
- Объем учебного материала, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения, не должен превышать 10-15% действующей программы. Время, планируемое на самостоятельную работу, не должно превышать 80% от числа часов аудиторных занятий.
- В графе «Форма занятий» для обозначения различных видов учебной работы рекомендуется следующая система шифров: лекция – ЛК, практические занятия – ПР, семинар –СМ, лабораторные занятия – ЛБ, контрольная работа –КР, коллоквиум – КЛ.
- В графе «Наглядные пособия, технические средства» для удобства заполнения проставляется шифр наглядного пособия и его номеров по кафедральному каталогу. Рекомендуемая система шифров: кинофильм – КФ, диафильм – ДФ, магнитофон – МФ, диапозитив – ДП, грамзапись – ГЗ, таблица – Т, лекционный эксперимент – ЛЭ.
- В графе «Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам» указывается номер книги по списку, приложенному к рабочей программе, а также параграф или номер страницы.
- В графе «Межпредметные связи» указывается учебная дисциплина (тема, раздел), на которую опирается или с которой связана изучаемая тема.
|